Прокурорский надзор станет мягче

| статьи | печать

Наступивший год принес муниципалитетам обнадеживающую весть: проверок станет меньше, особенно со стороны органов прокуратуры, активность которых, по мнению глав муниципальных образований, достигла критически высокого уровня.

 

Казусы на уровне абсурда

В конце декабря 2010 г. Генеральная прокуратура и Министерство регионального развития провели совместное совещание по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления. Год потребовался двум ведомствам, чтобы выполнить полученное в 2009 г. поручение главы правительства по итогам расширенного заседания Президиума Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Теперь их руководители могут доложить премьер-министру о честно исполненном задании.

Между тем, по информации председателя Комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления Вячеслава Тимченко, количество жалоб на надзорные органы от местной власти превысило даже количество обращений в инстанции по финансовым проблемам муниципальных образований.

Порой доходило до абсурда: проверяющие требовали ответить на запрос в течение двух часов, а запрашиваемая ими информация в это время имелась в открытом доступе на официальном сайте муниципального образования, в том числе часто запрашиваемые прокурорами сведения о муниципальных правовых актах, структуре органов местного самоуправления, муниципальном заказе.

Нередко вопросы разных ведомств, не только надзорных, дублировали друг друга. Особенно данные статистического характера. Менялись только фирменные бланки органов государственной власти. Например, 458 муниципальных образований Курганской области подвергались в 2010 г. различным ведомственным проверкам более 9000 раз. О схожей ситуации в их регионах сообщили на совещании главы местных администраций из Карачаево-Черкесской Республики, Приморского края, Московской, Омской, Орловской, Тверской областей. Всего на совещании в Генеральной прокуратуре присутствовало более 60 глав муниципалитетов из разных субъектов РФ.

 

А отвечать надо

И вовремя. Даже если прокурор проявляет чрезмерную активность. Генпрокуратура сама признала «факты искусственного увеличения» прокурорами показателей работы с местным самоуправлением. Правда, приписки не улучшали качество правового надзора. Наблюдались и случаи вынесения необоснованных актов реагирования. А в Нижегородской и Пензенской областях прокуроры опротестовали нормативные документы, утратившие силу.

И все равно местная власть вынуждена отвлекать муниципальных служащих от выполнения прямых функций по оказанию публичных услуг населению, хотя сотрудников в органах местного самоуправления кот наплакал. По информации Минрегиона, ответственного за муниципальную реформу, в администрациях городских поселений в среднем по стране числится не более 13 штатных работников, а в 6000 сельских поселений, или в трети от их общего числа, работают по два муниципальных служащих. Кадровый голод на квалифицированных специалистов связан с финансовыми возможностями муниципальных образований. Но и имеющихся в наличии надо регулярно «заряжать» на подготовку справок-отчетов.

Побоку ключевая функция местной власти — обеспечение повседневной жизни людей. В вопросах местного значения согласно закону числятся еще обеспечение граждан жильем, предоставление населению коммунальных услуг, охрана общественного порядка, управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета. А гнет административного давления на местные администрации не ослабевает.

 

Прокуроры умерят пыл

Как сообщает пресс-служба Всероссийского совета местного самоуправления, по итогам прошедшего мероприятия намечено определить критерии необходимости и достаточности прокурорского вмешательства. По заверению Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, соответствующие указания прокуроры получат. Он высказался за конструктивное сотрудничество органов прокуратуры с органами местного самоуправления, за создание оптимального баланса проверочных мероприятий.

«Если будут выявлены факты невнимательного отношения к проверочной деятельности, то мы будем строго спрашивать именно с прокуроров. Но изменения не должны отразиться на качестве прокурорского надзора», — заявил генпрокурор. По его мнению, для определения конкретного порядка проведения плановых мероприятий по контролю за деятельностью органов местного самоуправления Министерство регионального развития вместе с Министерством экономического развития может внести в Правительство РФ соответствующие предложения, в частности о возможности распространения действия Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на структуры местного самоуправления.

Генеральный прокурор пообещал помочь ведомствам в подготовке подобных инициатив, а также в установлении межведомственного электронного взаимодействия, требующего соответствующего правового и организационного регулирования.

И муниципалитетам нужна помощь, поскольку документооборот на муниципальном уровне большой и требует значительных не только финансовых, но и затрат рабочего времени служащих, считает Ю. Чайка. Необходима также поддержка в ведении интернет-сайтов и электронных баз данных.

Органы прокуратуры продолжат оказывать практическую и методическую помощь по повышению уровня правовых знаний муниципальных служащих, совершенствованию деятельности по подготовке муниципальных правовых актов. Прокуроры будут регулярно информировать советы муниципальных образований субъектов Федерации, руководителей местных администраций об изменениях в федеральном законодательстве, затрагивающих сферу их компетенции, представлять сведения о состоянии законности, работе по борьбе с преступностью и других процессах, происходящих в регионах, сказал генпрокурор. Совместные действия органов государственной власти и местного самоуправления позволят, по его мнению, повысить эффективность управленческих решений в каждом муниципальном образовании.

Мнения

Виктор Басаргин,
министр региональногоразвития РФ

Учитывая, что представители местного сообщества неоднократно поднимали вопрос о взаимодействии с контрольно-надзорными органами, министерство проанализировало сложившуюся практику.

Выяснилось, что запрашиваемая информация объемна по содержанию и требует значительных временных и материальных затрат для ее подготовки. Информацию по одним и тем же сферам деятельности органов местного самоуправления, например о практике предоставления в аренду муниципального имущества, размещения муниципального заказа и другое, запрашивают различные ведомства. Организация проверок между ведомствами не скоординирована. Контрольно-надзорные органы зачастую для исполнения запросов устанавливают очень сжатые сроки, что отвлекает значительное число муниципальных служащих от исполнения основных обязанностей.

Кардинально изменить ситуацию невозможно, не усовершенствовав действующее законодательство. Исправить положение способны изменения в законодательство о государственном контроле, распространяющие его нормы о периодичности и порядке проведения проверок на органы местного само­управления.

Общероссийскому конгрессу муниципальных образований и Всероссийскому совету местного самоуправления советуем расширять консультативную помощь муниципалитетам с целью повышения правовой подготовки муниципальных служащих и совершенствования деятельности по подготовке муниципальных правовых актов.

Юрий Чайка,
Генеральный прокурор РФ

Состоялся деловой разговор. Высказаны конструктивные мнения. Важно оформить согласованное предложение в Правительство РФ. Мы готовы пересмотреть нашу нормативную базу, чтобы уменьшить количество проверок. Это позволит через взаимодействие с контрольно-надзорными ведомствами и органами местной власти исключить случаи бессистемности в истребовании информации, формализма и непринципиальной позиции прокуроров при внесении актов реагирования.

Статистика выявленных нарушений закона в деятельности органов местной власти подтверждает обоснованность и необходимость проведения прокурорских проверок. В 2009 г. было выявлено около 900 000 нарушений законов, а за девять месяцев 2010 г. — почти 720 000. Чаще субъекты нормотворчества допускали нарушения в таких сферах регулирования, как размещение муниципальных заказов, бюджетные, градостроительные, земельные и жилищные отношения, жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальная собственность. Так, в Воронежской области в 1-м полугодии 2010 г. по инициативе прокуроров приведено в соответствие с федеральным законодательством свыше 300 незаконных правовых актов в сфере бюджетных отношений. В республиках Алтай, Северная Осетия — Алания, Курской, Челябинской областях и других регионах прокуроры принимали меры по восстановлению прав и интересов граждан, в том числе по выплате компенсаций за работу в сельской местности, льготному проезду, тарифам на услуги ЖКХ.

Статистика

400 должностных лиц муниципального управления привлечены к уголовной ответственности за коррупционные деяния за девять месяцев 2010 г.

27 000 документов органов местного самоуправления содержали признаки коррупции.

20 000 муниципальных нормативно-правовых актов противоречили действующему законодательству РФ.

 

Источник: Генеральная прокуратура РФ