Правительство бьет по бедности на селе новой концепцией

| статьи | печать

В конце года правительство приняло программно-целевой документ — Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. В ней прописано, как снижать в течение предстоящих десяти лет распространение бедности в российской провинции. Сельчане не спешат верить новым обещаниям.

Ситуацию в глубинке иллюстрирует резолюция состоявшегося 2 декабря в Кирове областного сельского схода, делегатами которого стали более 200 глав сельских поселений и муниципальных районов, работников сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры. Первая строка документа констатирует, что в последние годы «селу Кировской области, как и страны в целом, нанесен серьезный урон».

За 20 лет посевные площади в регионе сократились в 2,5 раза, поголовье крупного рогатого скота — в 3,5 раза (в том числе коров в 3,4 раза). При либерализации экономики сельское хозяйство оказалось незащищенным перед монополизированными отраслями. Межотраслевой диспаритет цен, засилье импортного продовольствия, отсутствие адекватной государственной поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя привели к свертыванию аграрного производства.

Численность сельского населения в области уменьшилась за эти годы с 501 800 до 385 800 человек. Бедность и малодоступность медицинского обслуживания, почти полная ликвидация санаторно-курортного лечения работающих, высокий уровень алкоголизации населения стали основными причинами сокращения продолжительности жизни сельских жителей и роста смертности на селе.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. также указывается, что бедность концентрируется на сельских территориях. Отмечено, что 42% малоимущего населения России сосредоточено сегодня в селах и деревнях. И это при том, что доля сельских жителей — 27% общей численности населения страны.

На треть населения страны приходится почти половина общего числа бедных.

Переломить сложившуюся ситуацию предполагается к концу 2020 г. путем существенного повышения трудовой занятости сельского населения, что повысит его доходы.

На такой экономической платформе намечается «улучшить среду обитания, замедлить процессы депопуляции и расширить количество регионов со стабильным и растущим сельским населением».

Осуществляться намеченное будет в два этапа. Сначала, в 2011—2013 гг., реализуются «меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий». В последующую семилетку «предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села».

Для реализации концепции сельские территории обладают мощным потенциалом, указывается в документе. Рациональное и эффективное использование этого природного, демографического, экономического и историко-культурного ресурса должно обеспечить «устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения».

Достичь цели предполагается посредством:

  • стимулирования демографического роста и создания условий для переселения в сельскую местность;
  • диверсификации сельской экономики и расширения источников формирования доходов сельского населения;
  • улучшения жилищных условий сельского населения;
  • создания современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.


В частности, намечается разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. В сельской местности должен появиться максимально возможный набор разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости.

Реализация концепции предполагает использование средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе средств хозяйствующих на селе субъектов и средств сельского населения. Для этого планируется расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе и установить для них преференции, направленные на создание привлекательных условий для осуществления трудовой деятельности. Обеспечить доступ сельчан к финансовым ресурсам предполагается на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов на местах, а также путем предоставления банковских услуг через местные отделения почтовой связи.

Важным направлением финансового обеспечения названа система грантового поощрения инициатив сельских сообществ по благоустройству поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды.

Финансирование из федерального бюджета будет осуществляться в пределах средств, определяемых законом о бюджете на очередной финансовый период.

Работа над программным документом, по свидетельству привлеченных к ней экспертов, началась в Министерстве сельского хозяйства РФ в 2002 г. Если реализация концепции будет осуществляться так же неспешно, то заявленные цели вряд ли будут достигнуты через десять лет.

Комментарий

Наталья Гребенева,
глава Утмановского сельского поселения
Подосиновского района Кировской области

Мы изучили Концепцию устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 г. Говорить о развитии АПК не будет смысла, если в селах не останется трудоспособных людей. А исчезнет социальная сфера — никакая финансовая поддержка по нацпроектам не поможет. Общаясь с коллегами из Даровского, Котельничского, Куменского, Опаринского, Уржумского и других районов области, мы пришли к общему мнению: национальные проекты и проводимые реформы в сельской глубинке должны быть настоящими, реальными, доступными.

Нас жители наделили властью. Но как оправдать надежды, если из 34 наших полномочий лишь два-три подкреплены финансированием?! В местных бюджетах нет средств на содержание дорог, вывоз мусора, уличное освещение, пожарную безопасность. Почему так происходит, не интересует ни прокуратуру, ни пожарную службу, ни Роспотребнадзор, ни охрану природы.

Продолжается дикая оптимизация лечебных учреждений. У нас 1 июня закрылась участковая больница. До центральной районной больницы — 50 км по бездорожью. Врач из района ведет прием населения в ФАПе (фельдшерско-акушерский пункт. — Примеч. ред.) два раза в неделю по три часа. А с 1 сентября в ФАПах запрещено продавать лекарства.

Любая дальновидная власть должна заботиться о сельских поселениях по той простой причине, что в них пока еще живут люди. Тогда удастся остановить вымирание нации и опустошение провинции, которая кормит страну и сохраняет ее духовную основу и культурное наследие.

К сведению

Цели государственной политики устойчивого развития сельских территорий:

  • развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции;
  • обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг;
  • гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала;
  • партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий;
  • расширение и углубление связей села с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения;
  • использование потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания;
  • развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам (земельным, водным, лесным), социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений.

Источник: Концепция устойчивого развития
сельских территорий Российской Федерации
на период до 2020 г.