Таможенная служба должна слушать бизнес и доверять законопослушным перевозчикам

| статьи | печать

2010 г. запомнится тем, что президент и правительство очень много внимания уделяли вопросам таможенного законодательства. А завершается год самым ожидаемым событием в этой области — вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Этим законом урегулирована некоторая часть несоответствий законодательства, которые мешали полноценной торговле российских предприятий в рамках Таможенного союза.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ) призван решить две ключевые задачи — обеспечить и определить порядок выполнения Российской Федерацией международных обязательств в связи с членством в Таможенном союзе, а также заложить правовые механизмы обеспечения собственной экономической безопасности при осуществлении внешней торговли товарами в условиях Таможенного союза.

Положения будущего Закона № 311-ФЗ (на стадии законопроекта) неоднократно обсуждались в прессе, на различных площадках в министерствах и ведомствах, в общественных организациях. Пока проект обсуждался в Госдуме, был принят еще один Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года». Конвенция, несмотря на то что ее новая редакция принята более десяти лет назад, до сих пор считается международным стандартом в области таможенного дела, призванным облегчить внешнюю торговлю. 2010 г. может войти в историю по рекордному количеству поручений Президента России и Правительства РФ, связанных с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела. Все эти обстоятельства вселяли надежду на глобальные перемены к лучшему. Попробуем разобраться, оправдалась ли она.

ФТС России по-прежнему осталась главным нормотворцем в сфере таможенных правоотношений. Отсылочных норм к ее актам по-прежнему немало. Однако впервые ФТС России обязали слушать бизнес при установлении правил, существенно затрагивающих его интересы. В части 3 ст. 53 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что при разработке нормативных актов, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом и вывозом товаров, их декларированием и выпуском, ФТС России должна проводить консультации с общероссийскими некоммерческими организациями, которые определяет Правительство РФ.

Еще одно важное нововведение. Данный закон предоставляет поистине упрощенные процедуры лицам, пользующимся особым доверием к их законопослушанию, — уполномоченным экономическим операторам. При определенных условиях перевозчик может не заезжать в таможенный орган для завершения таможенной процедуры транзита, а сразу следовать на склад импортера, где последний самостоятельно снимет таможенные пломбы и разгрузит товар. Жаль, что в переходных положениях (ст. 322 Закона № 311-ФЗ) на внедрение прогрессивных процедур отведено более года. При отлаженных технологиях наши производители, использующие импортные сырье, материалы, компоненты, могут существенно экономить на издержках, в том числе по запасам сырья.

Закон № 311-ФЗ нивелирует риски негативного воздействия на бизнес новых полномочий таможенных органов, предоставленных им Таможенным кодексом Таможенного союза, — требовать корректировки таможенной стоимости с запретом выпуска товаров до подчинения требованиям (п. 2 ст. 68) и продлевать сроки выпуска товаров до десяти рабочих дней по решению начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного (п. 4 ст. 196). Полномочия таможенных органов совершать эти действия остаются, но законом установлены исчерпывающие перечни случаев, когда таможенные органы могут ими воспользоваться (ч. 6 ст. 112 и ч. 2 ст. 220 Закона № 311-ФЗ соответственно).

Появилась финансовая ответственность государства в случае излишнего взыскания таможенных платежей таможенными органами. В части 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ сказано, что в такой ситуации суммы излишне взысканных таможенных платежей возвращаются с процентами.

В Законе № 311-ФЗ приведена специальная статья (232), посвященная экспорту товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. В ней установлены сокращенный перечень документов, которые необходимо представлять при декларировании экспортируемых товаров, и ограничения на проверку таких товаров.

Закон № 311-ФЗ предусматривает и другие позитивные для бизнеса положения. Это упрощение при временном ввозе (допуске) и временном вывозе коммерческих и научных образцов (ст. 279 и 283), исключение из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, при привлечении их к ответственности за нарушения таможенных правил только в случае, если на них наложены большие штрафы (глава 5).

Тем не менее правовой основы для прорыва в сфере таможенных технологий при импорте данный закон не создает. Сохранилось основное ограничение: товары удерживаются (то есть не осуществляется их выпуск) до тех пор, пока не будет завершена проверка правильности расчета таможенных платежей, а у таможенных органов не появится подтверждение, что уплаченные суммы денежных средств не поступили на соответствующие счета. Исключения составляют случаи, когда таможенный орган проводит дополнительную проверку правильности классификации товаров по ТН ВЭД ТС и определения таможенной стоимости. Только в этих случаях допускается выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей. Согласно ч. 3 ст. 137 Закон № 311-ФЗ может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей для целей выпуска товаров при непоступлении на установленные счета уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов. Однако формулировка правовой нормы не позволит декларантам требовать ее применения, если, конечно, не будет каких-либо специальных нормативных актов, определяющих порядок ее применения. Вероятно, институт финансовых гарантий в России еще не настолько развит, чтобы перейти на быстрые сроки выпуска товаров с последующей проверкой исполнения соблюдения таможенного законодательства при их декларировании и выпуске.

В связи с этим не утрачивает актуальности норма о том, как будут осуществляться создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 311-ФЗ порядок должно определить Правительство РФ. В части 2 ст. 205 названного закона предусмотрены ограничения на установление ФТС России определенных таможенных органов для декларирования отдельных видов товаров. Правда, определение компетенции таможенных органов и их местонахождения по-прежнему в компетенции ФТС России.

Еще одна знаменательная норма Закона № 311-ФЗ — ст. 18. В ней определены основные критерии работы таможенных органов. Согласно положениям указанной статьи «основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям».

Правительство РФ на основании этих критериев должно определить систему показателей, порядок и методику их мониторинга.

Таким образом, впервые в нормативном правовом акте законодательного уровня установлено, что скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек участников ВЭД на их совершение, пожалуй, важнее своевременности и полноты поступления таможенных платежей. Как данные положения будут воплощены в жизнь, покажет время.

До 1 января 2014 г. таможенное декларирование проводится в письменной или электронной форме по выбору декларанта. Это предусмотрено в ч. 4 ст. 322 Закона № 311-ФЗ. А до 1 октября 2011 г. при декларировании товаров подлежат уплате таможенные сборы в размерах, установленных для уплаты таможенных сборов за таможенное оформление (ч. 11 ст. 322 Закона № 311-ФЗ).

Напомним, что Закон № 311-ФЗ вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 декабря 2010 г. Одновременно с ним опубликованы еще два важных закона:

  • от 27.11.2010 № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации „О налоговых органах Российской Федерации“». Этот закон приводит налоговое законодательство в соответствие с новыми таможенными правилами, а также предусматривает особый порядок уплаты акциза при ввозе в Российскую Федерацию маркированных товаров Таможенного союза с территории государства — члена Таможенного союза. Налогоплательщик перечисляет суммы акциза в течение пяти дней с момента принятия на учет ввезенных подакцизных товаров и представляет документы, перечень которых приведен в ст. 186.1 закона, в таможенный орган;
  • от 27.11.2010 № 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом предусмотрены поправки в ст. 164 и 165 части второй НК РФ в связи с изменившимися таможенными правилами.


Оба закона вступят в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных норм, в отношении которых установлен специальный порядок введения в действие.