Минфин вменяет патентование

| статьи | печать

Согласно обнародованному Минфином законопроекту с поправками в налоговое законодательство единый налог на вмененный доход к 2014 г. прикажет долго жить. Вместо него малому предпринимательству предлагается поэтапный, начиная со следующего года, переход на патентную систему деятельности. С виду предложение привлекательное, но по сути многим индивидуальным предпринимателям и всем организациям, работающим сейчас на ЕНВД, придется вкусить некоторые прелести упрощенной системы налогообложения или общего режима.

Что такое патентная система, знают индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения. За последние три года их количество, по данным налоговой статистики, выросло в три раза, но составило по итогам 2009-го всего 18 617 человек. Скоро их может стать намного больше, поскольку Минфин замахнулся почти на 412 000 организаций и 2,4 млн индивидуалов, действующих на ЕНВД. Такая разница в числе подсказывает, какая система милее малым предпринимателям, и наводит на мысль, что затеял Минфин нечто нехорошее. Посмотрим.

На первый взгляд — ничего такого. Но смущает, что муниципалитеты, которые будут выдавать патенты, могут не только вдвое уменьшать, но и на столько же поднимать возможный годовой доход для расчета стоимости патента по ставке 6%. Расчет цены патента, например, для парикмахерских показывает, что выгода от меньшей ставки (для ЕНВД она 15%) не так уж и весома: 11 400 руб. против 13 500 руб. при ЕНВД. К тому же патент надо оплачивать авансом, что не каждому индивидуальному предпринимателю может быть по карману.

Далее. Перевод на патент касается не всех «еэнвэдэшников», а только индивидуалов, занятых деятельностью по 92 позициям. Таким образом, на «упрощенку» или на обычную систему налогообложения обречены все организации и армия индивидуальных предпринимателей, не попадающие в новую систему патентования. В частности, выпадают из нее такие массовые виды деятельности, как розничная торговля и общественное питание.

Обладателям патентов несколько прибавится учетной волокиты — придется вести книгу учета доходов, при ЕНВД они ограничиваются налоговой декларацией. Поправки вводят такие же ограничения по численности наемных работников, как и при «упрощенном» патенте: пять человек, чего нет при ЕНВД. Так что многим индивидуальным предпринимателям придется подрезать штаты, а сокращенным работникам искать новое пристанище. Еще одно ограничение — оборот не должен превышать 60 млн руб., иначе светит переход на обычную систему налогообложения со всеми ее прелестями плюс НДФЛ, налог на имущество, НДС.

А давно ли закончилась долгая битва за освобождение малого бизнеса от применения контрольно-кассовой техники?! Пробить эту роскошь удалось как раз для тех организаций и индивидуалов, которые ныне на ЕНВД. С введением поправок освобождение от ККТ предусмотрено только для обладателей новых патентов, остальным придется снова осваивать кассовые аппараты. Их производители и «обслуживатели», наверное, рукоплещут Минфину.

В этом министерстве надеются также, что полный переход на патентную систему подвигнет многих индивидуальных предпринимателей выйти из тени. Это вряд ли — кто хотел, патентом обзавелся. Какой резон нести за него деньги, к примеру, частной нянечке, если и без патента у нее полно хлопот с чужой детворой.

Несомненно, перевод малого бизнеса на патентную систему эффективнее и проще с точки зрения налогового администрирования, но по части стимулирования его развития и роста — затея сомнительная. ЕНВД вводили, чтобы малое предпринимательство не пряталось в тени, и это себя оправдало, что подтверждает и огромная разница в численности между патентованными «упрощенцами» и непатентованными «еэнвэдэшниками». Налоговые инструменты — острые, можно и порезать, и порезаться.

Сопоставление новой патентной системы с действующими патентной «упрощенкой» и ЕНВД

Новый патент

Патентная «упрощенка»

ЕНВД

Чем вводится

Нормативными актами муниципальных образований

Нормативными актами субъектов РФ

Нормативными актами муниципальных образований

Обязательность применения

Добровольный режим

Добровольный режим (при введении по одному виду деятельности одновременно патентной «упрощенки» и ЕНДВ выбор системы налогообложения — за налогоплательщиком)

Обязательный режим

Налогоплательщики

Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели

Организации и индивидуальные предприниматели

Виды деятельности

69 позиций

92 позиции. Перечень в основном дополнен другими видами бытовых услуг, исключено общественное питание

Бытовые услуги, розничная торговля, общественное питание и др.

Объект налогообложения

Потенциально возможный к получению годовой доход. Определяется муниципалитетами исходя из установленных в Кодексе (могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в два раза)

Потенциально возможный к получению годовой доход. Определяется субъектами РФ. Максимальный размер не может превышать величины базовой доходности, установленной для ЕНВД, умноженной на 30

Вмененный доход = базовая доходность в месяц х физический показатель базовой доходности

Ставка

6%

6%

15%

Пример расчета налога (годовой стоимости патента) для парикмахерской. Количество работников (включая индивидуального предпринимателя) — 1

190 000 руб. х 6% = 11 400 руб.

Максимальный размер потенциально возможного дохода: 7500 руб. х 30% = 225 000 руб.
Максимальный размер стоимости патента: 225 000 руб. х 6% = 13 500 руб.

7500 руб. х 12 мес. х 15%= 13 500 руб.

Освобождение от налогов (для индивидуальных предпринимателей)

Стоимость патента вместо НДФЛ, налога на имущество и НДС

Стоимость патента вместо НДФЛ, налога на имущество и НДС

ЕНВД вместо НДФЛ, налога на имущество и НДС

Возможность привлекать наемных работников

Не более пяти человек

Не более пяти человек

Ограничения нет

Освобождение от ККТ

Есть

Нет

Есть

Представление декларации

Нет

Нет

Да

Период, на который выдается патент

От 1 до 12 месяцев

От 1 до 12 месяцев

Налоговый учет

Книга учета доходов

Книга учета доходов

Источник: «ЭЖ»

Мнения экспертов

Эдуард Савуляк,
директор московского офиса
компании Tax Consulting UK

Абсолютно любой бизнес любит стабильность и неизменные «правила игры» (особенно связанные с налоговым администрированием). Поэтому любые подобные изменения бизнесу не нравятся. Отсюда и инициативу Минфина я не одобряю. Плюсы ЕНВД — понятность, опробованность на протяжении нескольких лет, огромное количество предпринимателей на этой системе (экспертно не менее 55% против 8% — на обычной), легитимная экономия на налогах и документообороте, декларация об «освобождении от проверок». Минусы — ограничения по численности, видам деятельности и т.д. Преимущества патентной системы те же, но их меньше. К недостаткам добавляется еще большее ограничение по видам деятельности и численности, а также авансовая уплата налогов путем покупки патента. То, что система новая и не понятно, как в действительности будет работать, тоже минус. Чем легализованный через ЕНВД предприниматель отличается от легализованного через патент — не понятно. Тем же, кто упорно сидит в тени, не понятно, чем патент должен понравиться. Технология «сначала заплати, а потом зарабатывай», вряд ли их вдохновит. Скорее чиновники банально хотят дать зарабатывать муниципалитетам. В принципе чем не цель? И почему ее надо стесняться? Но все-таки все упорно стараются прикрыться заботой о предпринимателях.


Андрей Камалетдинов,
руководитель отдела экспертизы
налоговых обязательств аудиторской
компании «МКПЦН»

Патентная система налогообложения представляется чем-то средним между УСН и ЕНВД. Ее применение приводит к еще большему упрощению процесса взимания и администрирования налоговых платежей с субъектов малого и среднего бизнеса, что может привести к росту таких поступлений. При этом стоимость патента будет явно ниже налога, подлежащего уплате в случае применения ЕНВД. Таким образом, данная система представляется довольно перспективным начинанием Минфина, хотя определенные требования к тем, кто хочет получить патент (например, средняя численность не более пяти человек), может существенно ограничить возможность ее применения. Кроме того, налогоплательщикам, осуществляющим виды деятельности, исключенные из состава ЕНВД, чья средняя численность превышает установленный в количестве пяти человек лимит, придется переходить либо на УСН, либо на общую систему налогообложения, что в итоге может перевесить плюсы от введения патентной системы.

 

Наталия Иванова,
старший юрист департамента
юридического консультирования
Консалтинговой группы «НЭО Центр»

Отмена ЕНВД не предусматривает для основной массы плательщиков ЕНВД никакой привлекательной замены. Предприниматели, за счет интереса которых к ЕНВД повысилась собираемость налогов, будут поставлены в условия, существовавшие до введения ЕНВД. Следует напомнить, что при указанных условиях предприниматели по тем или иным причинам выбирали путь уклонения от уплаты налогов. Идея введения патентов для ИП перспективна, однако ее реализация, предлагаемая законодателем, выглядит непроработанной и воспринимается негативно. Одним из негативных факторов является отсутствие патентов для распространенных видов предпринимательской деятельности, например для розничной торговли. Кроме того, предлагаемый в законопроекте размер потенциально возможного дохода установлен без учета реальной экономической обстановки и характера конкретных видов деятельности.

Нормы о патентах будут распространяться на узкий круг ИП. Практика показывает, что принятие федерального закона или кодифицированного акта федерального уровня, распространяющегося на небольшое количество лиц, как правило, не влечет положительных экономических последствий.