Новый облик Налогового кодекса

| статьи | печать

Принятым федеральным законом, внесшим многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ, законодатель попытался решить накопившиеся фискальные и другие проблемы.

Речь идет о Федеральном законе от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». О масштабности реформирования законодательства свидетельствует количество поправок и новелл. Лишь в часть первую Налогового кодекса РФ внесено 53 изменения. Прежде чем перейти к их обсуждению, отметим, что данный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (2 августа 2010 г.).

Расширение электронного документооборота

Субъекты налоговых правоотношений электронные документы использовали и раньше. Теперь сфера их применения значительно расширена. В частности, ст. 23 НК РФ допускает направление налогоплательщиками в налоговые органы электронных сообщений:

  • об открытии или закрытии счетов;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
  • обо всех созданных обособленных подразделениях;
  • о реорганизации и ликвидации организации.


Статья 32 НК РФ также предусматривает, что акт совместной сверки расчетов может быть передан налогоплательщику в электронном виде.

Уточнен и порядок представления электронных документов при декларировании.

В частности, ст. 80 НК РФ установлено, что в электронном виде может быть представлена копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Статьей 84 НК РФ регламентирован электронный документооборот при постановке на учет в налоговом органе и снятии с него.

Законодательная основа списания долгов

Полностью изменена редакция ст. 59 НК РФ, которая получила новое наименование — «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание». Предусмотрено, что такое признание допустимо в случаях:

  • ликвидации организации — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности ее имущества и (или) невозможности погашения долгов учредителями (участниками) организации в установленных пределах и порядке;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти физического лица или объявления его умершим — по всем налогам и сборам, а в части отдельных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества;
  • принятия судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.


Принимать решения о признании задолженности безнадежной к взысканию будут налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) и налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а также таможенные органы.

Отметим, что согласно названной статье региональными и местными правовыми актами могут быть установлены дополнительные основания признания задолженности безнадежной по региональным и местным налогам.

Отсрочка исполнения

Существенные изменения внесены в главу 9 НК РФ, которая до внесения поправок предусматривала изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней. Из новой редакции ст. 61 следует, что теперь положения этой главы применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пеней и штрафа. Кроме того, установлено, что лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением об этом подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом уполномоченный орган вправе предложить ему предусмотренные главой 9 НК РФ иные условия, которые принимаются по согласованию с ним.

В статью 64 НК РФ внесено положение, ограничивающее сумму отсрочки или рассрочки. Установлено, что в определенных случаях такая сумма не может превышать стоимость чистых активов организации, обратившейся с соответствующим заявлением, а если речь идет о физическом лице, то сумма не может превышать стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

Внесенные в ст. 67 НК РФ изменения увеличивают сумму инвестиционного налогового кредита с 30 до 100% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого, в частности, для проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, повышения энергетической эффективности производства.

Ужесточение ответственности

Значительные изменения внесены в главы 16 и 18 НК РФ, предусматривающие ответственность за налоговые правонарушения и за нарушения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

В частности, ст. 116 НК РФ изложена в новой редакции. Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 10 000 руб. вне зависимости от количества дней просрочки. Старая редакция ст. 116 НК РФ предусматривала штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 календарных дней. Пункт 2 статьи в новой редакции устанавливает ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

В новой редакции изложена и ст. 119 НК РФ. За непредставление в установленный срок налоговой декларации будет взыскиваться штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Теперь применение санкции не зависит от периода непредставления декларации.

Увеличены штрафы за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ), неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ), неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ст. 134 НК РФ), непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ).

Обратим также внимание на то, что в Кодекс РФ об административных правонарушениях включена новая ст. 19.7.6. Она устанавливает ответственность (штраф 10 000 руб.) за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.