«Аэрофлот» сажает чартеры для взлета цен

| статьи | печать
«Аэрофлот» сажает чартеры для взлета цен

На 20—30% грозят подорожать туры в популярные места отдыха, если Росавиация не изменит своего решения об ограничении на организацию чартерных полетов. Это решение лоббировали, по всей видимости, так называемые регулярные перевозчики, крупнейший из которых в РФ — «Аэрофлот». «Регулярные» отстаивают свое право давать или не давать разрешение на чартеры по тому или иному «помеченному» ими направлению. В переводе на русский язык это значит, что крупные компании попросили избавить их от назойливых конкурентов. Платить за все придется пассажирам.

Рейсы в Грецию, Болгарию, Кипр, Тунис, Индию и Китай теперь будут выполнять в основном назначенные перевозчики. К такому решению пришла Комиссия по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок, сообщила пресс-служба Росавиации 27 мая. Авиакомпании больше не должны осуществлять чартерные полеты без согласования с регулярным перевозчиком. Давать разрешение на чартерный рейс чиновники советуют только в том случае, если спрос на авиабилеты больше провозных емкостей назначенной авиакомпании. При этом в ведомстве отметили, что назначенные авиакомпании располагают достаточной ресурсной базой и самостоятельно могут удовлетворить спрос на пассажирские авиаперевозки, в том числе по популярным туристическим направлениям. По оценке участников рынка, если авиационное ведомство не изменит решения, туры в излюбленные места отдыха подорожают минимум на 20—30%.

В начале мая руководители авиакомпаний «Скай Экспресс», «ВИМ-Авиа», «Таймыр», «Атлант-Союз», «Трансаэро» и «Оренбургские авиалинии» отправили на имя министра транспорта Игоря Левитина письмо, в котором попросили его отменить действие приказа № 92 о необходимости согласовывать чартерные рейсы с назначенным перевозчиком, в частности с «Аэрофлотом».

«Действующее правовое регулирование международных чартерных полетов не соответствует существующему уровню развития данного сегмента рынка авиационных перевозок в условиях глобальной либерализации международного воздушного транспорта», — говорится в письме перевозчиков. Кроме того, отсутствие четких и прозрачных критериев, используемых Росавиацией при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ, негативно сказывается на деятельности перевозчиков и туроператоров, а также ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях.

Заметим, что приказ Минтранса, ставший яблоком раздора между регулярными и чартерными перевозчиками, был принят 17 июня 2008 г., но о его выполнении участники рынка вспомнили только сейчас.

Как пояснили корреспонденту «ЭЖ» в транспортном ведомстве, данный документ долгое время не применялся на массовых туристических направлениях повышенного спроса, поскольку пассажиров хватало всем. Во время кризиса, когда спрос на билеты упал, регулярные перевозчики ощутили отток пассажиров. Поэтому перед летней навигацией 2010 г. Росавиация выступила с инициативой ввести по всем туристическим направлениям практику согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками.

Нерадько затеял передел рынка

Глава Росавиации Александр Нерадько дал команду максимально учитывать интересы регулярных авиакомпаний перед чартерными и добиться перераспределения рынка в сторону регулярных перевозок. «Даже турфирмы арендуют самолеты и создают мелкие авиакомпании, как правило, на короткий срок, на горячие летние месяцы, когда наблюдается большой поток пассажиров и высокая прибыль гарантирована. А кто будет обеспечивать полеты, к примеру, зимой, когда пассажиров немного и рейсы не только не прибыльны, но и убыточны?» — выразил позицию ведомства начальник отдела по связям с общественностью Минтранса России Тимур Хикматов.

Однако у небольших авиакомпаний есть свои преимущества. «Небольшие чартерные компании предлагают туристическому рынку выгодный продукт — небольшие емкости, стоимость которых отличается от расценок крупных компаний и позволяет привлечь массовый сегмент отдыхающих по бюджетным ценам, — говорит Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью авиакомпании „Скай Экспресс“. — Чартерные цепочки строятся исходя из имеющихся в парке судов и подкреплены оплаченными туроператорами рейсами на несколько месяцев вперед. Поэтому говорить о несостоятельности других перевозчиков в этом случае не совсем верно». По словам эксперта, отказы на осуществление чартерных рейсов сейчас получают не только маленькие авиакомпании, но и перевозчики, входящие в десятку, на которую приходится более 80% всех перевозок в России.

В спор вмешалась ФАС России

Напряженная ситуация на ряде направлений международных перевозок, связанная с отказом назначенных перевозчиков согласовывать чартерные программы с другими авиа-компаниями, обратила на себя внимание Федеральной антимонопольной службы. Однако однозначного вердикта антимонопольщики не вынесли. С одной стороны, в сообщении ФАС России от 20.05.2010 подтверждается, что действия Росавиации и регулярных перевозчиков законны. В то же время антимонопольное ведомство поддержало и чартерные авиакомпании, указав, что «развитие конкуренции в сфере авиаперевозок снижает риски дискриминационного поведения участников рынка, стимулирует рост перевозок, отвечает требованиям пассажиров, в том числе по цене и качеству услуги, способствует развитию международных экономических отношений». Для решения чартерного спора ФАС России подготовила проект модельного двухстороннего соглашения, учитывающего необходимые условия конкуренции. Этот документ будет обсуждаться в начале июня на заседании Штаба по проведению совместных расследований антимонопольных органов государств — участников СНГ.

За все заплатят туристы

Ситуация на рынке выгодна лидеру российского рынка — авиакомпании «Аэрофлот», контролирующей большинство массовых направлений. По словам коммерческого директора компании Андрея Калмыкова, рейсы на 15 популярных направлениях, среди которых курорты Греции и Кипра, перевозчик намерен выполнять самостоятельно, отказывая в разрешениях чартерным перевозчикам. По оценке экспертов, провозные мощности «Аэрофлота» позволяют выдержать такую нагрузку. Вопрос в том, как изменятся условия перевозки по этим направлениям при отсутствии конкуренции.

По словам В. Коренюгина, перераспределение рынка в сторону регулярных перевозок, инициируемое Росавиацией, в первую очередь ударит по кошелькам пассажиров, поскольку стоимость путевок возрастет на 20—30%. Такой же рост цен прогнозируют Ассоциация туроператоров России и Российский союз туриндустрии. Туриста, не желающего переплачивать эту сумму, могут спасти только альтернативные рейсы с пересадками. Например, недавно на рынке появилась авиакомпания, предлагающая полет на Кипр через Хельсинки.

Сейчас глубина продаж туров на массовые направления достигает сентября. Разницу между стоимостью билетов на регулярный и предоплаченный чартерный рейс придется гасить туроператорам.

По данным Российского союза туриндустрии, потери компании ICS Travel, которой пришлось сотрудничать с «Аэрофлотом» после того, как он отказался выдать разрешение «Скай Экспресс» на перелет в Ларнаку (Кипр), составили порядка 85 000 евро. Туристам же из-за спора перевозчиков пришлось терпеть переезд из Внуково в Шереметьево и четырехчасовую задержку рейса. Потерпев неудачу с «Аэрофлотом», «Скай Экспресс» все же смогла договориться с авиакомпанией «Трансаэро», являющейся назначенным перевозчиком в другой кипрский город — Пафос. Зато трансфер путешественников, которые едут на курорты Айа-Напа и Протарас, займет теперь не 40 минут, а 2,5 часа.

Перевозки пассажиров 15 крупнейших авиакомпаний России за январь — апрель 2009—2010 гг. (международные и внутренние перевозки)

Авиапредприятие

Перевезено пассажиров, чел.

январь —
апрель
2009

январь –
апрель 2010

2010/2009

1

Аэрофлот —
российские авиалинии

2 398 926

3 137 187

130,8

2

Трансаэро

930 012

1 564 172

168,2

3

Сибирь

1 075 480

1 345 650

125,1

4

ЮТэйр

817 564

1 287 600

157,5

5

Оренбургские авиалинии

324 128

495 937

153,0

6

ГТК «Россия»

693 519

765 675

110,4

7

Северный Ветер

170 248

284 380

167,0

8

Владивосток Авиа

274 571

321 627

117,1

9

Уральские Авиалинии

287 285

399 050

138,9

10

ВИМ-Авиа

294 958

295 973

100,3

11

Глобус

258 322

295 327

114,3

12

Якутия

145 780

188 063

129,0

13

Нордавиа —
региональные авиалинии

260 209

385 218

148,0

14

Атлант-Союз

135 060

173 253

128,3

15

Донавиа

184 282

293 745

159,4

ИСТОЧНИК: РОСАВИАЦИЯ