ОСАГО: износ определен

| статьи | печать

Правительство РФ утвердило новые правила, которыми должны руководствоваться страховые компании при расчете компенсации по полису ОСАГО. В постановлении от 24.05.2010 № 361 установлен порядок расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств.

Не так давно в Закон об ОСАГО были внесены изменения, которые обязали страховые компании при определении размера расходов на материалы и запасные части учитывать износ комплектующих изделий (Федеральный закон от 01.02.2010 № 3-ФЗ). На комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) износ свыше 80% их стоимости не начисляется. Правила расчета такого износа должно было утвердить Правительство РФ, что оно и сделало в данном постановлении. Документ вступит в силу 31 августа 2010 г.

Рассчитывать размер износа в отношении материалов, запчастей и комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) страховые компании будут по отдельным формулам. Спецформулы предусмотрены и для расчета износа кузова и аккумуляторной батареи.

Размер износа деталей, узлов и агрегатов будет зависеть от материалов, из которых они изготовлены (на пластиковые — меньше, на металлические — больше), а также от страны-производителя. Меньше всего на износ повлияют возраст и пробег транспортных средств, изготовленных в Японии и Европе. Самый высокий коэффициент износа у российских автомобилей, в том числе у иномарок, собранных на территории РФ. В отношении специальной техники (сельскохозяйственной, пожарной, строительной, дорожно-строительной техники, используемой для нефтедобычи и переработки) коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия величины пробега транспортного средств, равен нулю.

Весьма интересные правила установлены для определения возраста заменяемого комплектующего изделия и пробега транспортного средства с этим комплектующим. Все будет зависеть от того, заменялась деталь в процессе эксплуатации автомобиля или нет. Если изделие не заменялось с начала эксплуатации, его возраст принимается равным возрасту транспортного средства, а пробег — равным пробегу с начала эксплуатации. При замене комплектующих, произведенных до даты дорожно-транспортного происшествия, их возраст и пробег с использованием данной детали будут исчисляться с момента такой замены. При этом владелец транспортного средства должен подтвердить, что такая замена имела место. В качестве доказательства принимаются результаты независимой технической экспертизы транспортного средства или документы, подтверждающие замену комплектующего (запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка организации-изготовителя даты выпуска комплектующего изделия и т.п.).

Предусмотрены и некоторые исключения. Они касаются деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых влечет запрет на движение транспортных средств, а подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации. К таким комплектующим применяется нулевое значение износа. Точный перечень этих изделий должен утвердить федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции нормативно-правового регулирования в сфере транспорта. Правила определения износа не распространяются также на подушки и ремни безопасности транспортных средств.

Утверждение данного расчета решает только часть проблем страховых компаний и владельцев транспортных средств, поскольку позволяет рассчитать размер расходов лишь на материалы и запчасти. Единой методики расчета суммы, которую страховая компания должна в итоге выплатить пострадавшему в ДТП, до сих пор нет.