Как россияне намерены провести длинные майские выходные

| новости | печать

А также какой бюджет они на это планируют, выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения.

Исследование ВЦИОМ показало, что более четверти россиян в этом году намерены провести предстоящие выходные на даче — 29%. Это, отмечают авторы опроса, минимум за весь период наблюдений с 2019 г. Ранее доля дачников составляла 34 — 42%. Но больше всего наших сограждан на майские в этом году останется дома — 47% (−9 п.п. к 2023 г.), это также минимальное значение с 2019 г. С начала ковидных ограничений и вплоть до этого года показатель находился в пределах 55 — 57%, а до пандемии был еще выше — 63%. Каждый пятый в этом году будет работать — 20%.

Поездки по России или за рубеж остаются менее привлекательным способом отдыха в период майских выходных дней для граждан, особенно в сравнении с новогодними каникулами (тогда выезжали 27%). Каждый десятый на майских отправится на отдых в другой город или село России (10%), по 2% выбирают отдых в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа, заграничный отдых в этот период остается невостребованным (по 1% отправятся в бывшие республики СССР и другие страны). Эксперты ВЦИОМ полагают, что весной люди предпочитают проводить свободное время не в путешествиях, а на даче, так как это активный период «посевных» работ. Зимние же каникулы в отличие от майских совпадают с каникулами у школьников и в целом носят более массовый характер, что облегчает планирование поездок и увеличивает туристические предложения на этот период.

Основные направления отдыха внутри страны на майских — Санкт-Петербург и Ленинградская область (12% от числа тех, кто планирует поездки в другие города и села), Москва (9%), Байкал и Казань (по 4%). Каждый десятый (10%) указал, что собирается отправиться на природу, без уточнения конкретного региона, 6% — в деревню. Аналитики ВЦИОМ констатируют, что траектории весеннего и зимнего отдыха не совпадают. На новогодние праздники точкой притяжения туристов становятся Москва и Московская область, а также южные направления и Санкт-Петербург, хотя сельская местность тоже остается привлекательной.

Авторы опроса отмечают, что ответ россиян на вопрос, чем заняться на майских, прост — не бездельничать. Силы можно приложить к огороду, саду (29%), работе (22%), домашним делам, ремонту (16%, +5 п.п. к 2023 г.), посвятить время близким (15%). Но также и отдохнуть: 19% (+9 п.п. к 2023 г.) будут гулять, поедут на природу, отведают шашлыка, повеселятся; 7% заранее запланировали посещение праздничных мероприятий ко Дню Победы. Еще 16% хотят отоспаться или посмотреть телевизор, 4% хотят отдохнуть на даче, рыбалке или охоте (−9 п.п. к 2023 г.). За последний год вырос процент как тех, кто будет заниматься домашними делами, так и тех, кто будет гулять и есть шашлыки, а вот отдых на даче, охота и рыбалка стали называться реже.

Эксперты ВЦМОМ констатируют, что бюджет майских праздников в этом году подрос. Средняя сумма, которую россияне планируют потратить в майские праздники на одного отдыхающего члена семьи, составила 21 028 руб. (+2672 руб., или +14,6% к 2023 г.). Традиционно мужчины готовы выложить большую сумму, чем женщины, — 25 761 руб. против 16 642 руб.

Среди возрастных групп максимум отмечен среди молодежи 18 — 24 лет — 31 216 руб., а минимум в старшей возрастной когорте — 13 866 руб. Более расточительными на майские праздники оказываются столичные жители — 38 966 руб. против 17 894 руб. среди жителей села. Наибольший разрыв в планируемых тратах отмечен между гражданами с хорошим и плохим материальным положением — 30 614 руб. против 11 447 руб., то есть почти в три раза.

Также в ходе опроса его авторы выяснили отношение россиян к продолжительности майских выходных дней. Исследователи ВЦИОМ напоминают, что в Государственной Думе периодически звучат предложения сделать выходными весь период майских праздников за счет сокращения новогодних каникул. Пока на общегосударственном уровне эту инициативу не поддерживают, не согласны с изменением продолжительности майских и сами россияне. Большая часть считает, что майские нужно оставить такими, какие они есть сейчас, — 70%, показатель остается высоким во всех возрастных группах (66 — 73%). Основные аргументы в поддержку этого — существующей продолжительности отдыха достаточно (34%), у многих людей дачи и начинаются сельхозработы (16%), людям нужен отдых весной после долгой зимы (15%). Часть отметили, что у россиян уже сформировалась привычка к таким майским выходным (9%), а длинные выходные будут расхолаживать и потом будет нелегко вернуться в привычный трудовой ритм (5%).

Примерно каждый седьмой россиянин (14%) хотел бы увеличить майские, среди молодежи 18 — 24 лет — каждый четвертый (25%). Их мотивировка — нужно больше отдыха, чтобы лучше восстановиться (40%). Еще один довод — начало весенне-полевых работ, с которыми не так быстро управиться (31%). Каждый десятый в этой группе хочет больше радоваться хорошей погоде, теплу и солнцу (10%) и провести больше времени с близкими (9%).

Совсем небольшая часть наших сограждан высказалась за сокращение майских — 8%. Причем среди молодежи таковых всего 1%, тогда как в старшей группе 60+ уже 11%. По их мнению, длинные выходные слишком расслабляют, люди должны работать, а на отдых хватило бы трех дней (55%). В числе других аргументов — экономическая нецелесообразность (12%) и риск злоупотребления алкоголем (11%). Чаще других за сокращение майских выступают те, кто сам работает в эти дни (14%), показал опрос ВЦИОМ.