Что влияет на профориентацию

| новости | печать

Соответствующий опрос среди россиян провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

ВЦИОМ выяснил, что в прошлом, выбирая свою профессию, россияне ориентировались преимущественно на личные предпочтения и мнение семьи. На интерес к профессии указали 40%, на рекомендации родителей — 20%, на пример родителей и личный опыт — по 19%. Довольно часто решение получить ту или иную профессию приходит «через окружение» и пример других — рассказы старших (10%), учителей (8%), пример других знакомых (8%) или известных людей (4%), фильмы, книги (3%), обсуждения в интернете (2%) и советы репетиторов (1%). Часть опрошенных при выборе будущей профессии ориентировались на место проживания и возможности трудоустройства в нем (16%). При этом только 2% россиян выбирали профессию, опираясь на потенциально высокий доход в выбранной отрасли.

Система профориентации играет меньшую роль при выборе профессии: экскурсия на место работы — 4%, результаты профориентационных тестов и профориентационных лекций — по 2%. Факторами меньшего влияния системы профориентации на выбор профессии россиянами могут быть недостаточная осведомленность о возможностях профориентационных программ и подобных ресурсах, несистемный характер профориентационной работы, а также доверие «живым» людям, а не программам и тестам.

Женщины чаще мужчин опираются на личные предпочтения при выборе профессии (42% против 37%). Мужчины несколько чаще учитывают рассказы старших, друзей (12% против 8% женщин).

Молодежь 18 — 24 лет в сравнении с другими когортами заметно чаще выбирает профессию в соответствии с личными предпочтениями (61% против 33% в группе старше 60 лет). Молодые россияне до 34 лет в целом чаще опираются на рекомендации родителей (25—28% против 15—16% в группе старше 45 лет) и личный опыт (26—24% против 15% в группе старше 60 лет). Каждый четвертый в старшей возрастной группе указал вариант «пример родителей» (25%), современные молодые люди до 24 лет называют его в два раза реже (13%).

Подобные различия эксперты ВЦИОМ обусловливают изменениями в социально-экономической ситуации, а также тем, что в наше время абитуриенты имеют больший доступ к разнообразным ресурсам и информации, которая позволяет им лучше понять и определить свои собственные интересы и цели. В прошлом рынок труда и профессиональная среда были менее динамичными. Пример родителей в таких ситуациях мог иметь больший вес, поскольку он представлял собой устоявшийся и признанный путь в профессии.

Топ-3 критериев, по которым россияне выбирали свою будущую профессию, возглавил личный интерес (56%), далее с заметным отрывом следуют высокая зарплата (31%) и востребованность на рынке труда (26%). Социальная значимость профессии (20%) оказалась в два раза важнее, чем ее престиж (10%). Подходящие условия труда назвал каждый десятый (10%). Взгляды мужчин и женщин на критерии выбора профессии довольно близки, исключение составляет больший интерес мужчин к размеру оплаты труда (36% против 27% среди женщин).

Как и в предыдущем вопросе, такой критерий, как личный интерес, чаще звучит в ответах молодежи (64—66% среди 18 — 34-летних), более четверти в этой группе учитывают полезность будущей профессии (25—29%). Россияне до 45 лет при выборе профессии уделяли больше внимания ее востребованности (31—35% против 18% в группе старше 60 лет) и высокой оплате труда (41—44% против 17% в группе старше 60 лет).

Чем выше уровень образования, тем чаще выбор профессии связан с тем, насколько она соответствует личным интересам и предпочтениям (63% среди граждан с неполным высшим и высшим образованием против 40% в группе с неполным средним образованием) и с тем, насколько профессия полезна для общества (26% среди граждан с неполным высшим и высшим образованием против 8% в группе с неполным средним образованием).

Россияне оказались единодушны в том, что профориентационная работа в школах и дошкольных учреждениях нужна (86%). В том числе 70% высказываются за ее начало в шестом классе и позже. Среди опрошенных до 44 лет показатель еще выше — 77—78%. Вводить такую работу в первом — пятом классах или в детском саду считают целесообразным в общей сложности 16%, этот взгляд ближе россиянам старше 60 лет (28%). Только 5% россиян полагают, что профориентационную работу проводить в школах и детских садах не нужно вовсе, показало исследование ВЦИОМ.