Как стимулировать экологический активизм

| новости | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного теме экологии.

Опрос ВЦИОМ показал, что в сравнении с 2021 г. экологическая активность россиян несколько снизилась: 52% ответили, что за последний год они лично или члены их семьи предпринимали меры, направленные на снижение остроты экологических проблем (2021 г. — 58%). Сообщили об обратном 41%.

Несмотря на то, что именно молодежь отличают такие качества, как активность, предприимчивость, открытость миру и инновациям, по степени вовлеченности в экологические практики 18 — 24-летние проигрывают более старшим поколениям (18 — 24 лет — 47%, 25 — 34 года — 60%, 35 — 44 года — 61%, 45 — 59 лет — 53%). Впрочем, эксперты ВЦИОМ полагают, что «аутсайдеры» в этом вопросе скорее граждане 60 лет и старше, нежели самая младшая когорта (41%) — экологическая осознанность наиболее массово проявляется у россиян после 25 лет, а после 60 лет снижается.

Вместе с 25 — 44-летними экологическую активность за последний год чаще проявляли россияне с высшим образованием (64%), москвичи, петербуржцы (60%), жители городов-миллионников (59%) и регулярные пользователи интернета (53—57%).

По мнению россиян, повысить вовлеченность населения в экологические практики прежде всего позволят материальные стимулы, в частности льготы на ЖКХ и проезд в общественном транспорте (45%). Далее по популярности идут скидки на посещение культурных, досуговых мероприятий (21%) и возможность взять дополнительные выходные дни на работе (18%). Такие «осязаемые» стимулы, как дипломы/благодарственные письма и сувениры, привлекают россиян в последнюю очередь (9% и 7% соответственно).

В то же время каждый пятый россиянин считает, что в данном случае поощрения лишены мотивирующей силы (22%), реже других эту позицию разделяют молодые люди 18 — 24 лет (15%). Не смогли ответить на этот вопрос еще 15%.

Три самых популярных вида поощрений — льготы на ЖКХ и проезд в транспорте, скидки на культурный досуг и отгулы на работе — чаще фигурируют в ответах экономически активных граждан 18 — 44 лет. Например, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг среди 18 — 44-летних называют 51 — 57%, а среди представителей старшего поколения 60+ — только 33%. По предположению авторов опроса, после выхода на пенсию и получения льгот по другим основаниям (инвалидность, продолжительный трудовой стаж и др.) эти меры поддержки теряют актуальность.

Льготы на оплату ЖКХ и проезд в транспорте одинаково привлекают россиян с разным достатком (44 — 48%), в то время как в скидках на посещение культурно-досуговых мероприятий заинтересованы скорее высокообеспеченные граждане (26% против 13% россиян с плохим материальным положением).

Дополнительные выходные и награждение дипломом — потенциальный стимул для работников скорее бюджетных (28 и 12% соответственно), нежели коммерческих организаций (21 и 6% соответственно). Последние, напротив, чаще говорят о неэффективности поощрений экологической деятельности (23% против 18% «бюджетников»).