Ставка на креатив откладывается?

| новости | печать

В сентябре 2021 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года, согласно ей уже в 2022 году институт креативных индустрий должен быть оформлен в России законодательно. Впервые в документе, подписанном председателем Правительства России, перечислены барьеры, которые мешают развитию креативных индустрий, и способы их преодоления. Речь идет о самых уязвимых сегментах экономики — тех, основным активом которых являются не нефть или газ, не сырьевые или производственные ресурсы, а талант людей и созданная ими интеллектуальная собственность. Профессиональное сообщество воодушевилось. Однако ведомство, подготовившее по поручению руководства страны этот документ, — Минкультуры — внезапно решило отложить запуск до 2024 года. А план, который должен быть разработан и реализован министерствами еще в марте, так и не попал на утверждение председателю Правительства России. Ни одного серьезного и системного изменения на законодательном уровне не произошло.

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, основываясь на подробном анализе ситуации в креативных индустриях, заявил, что, несмотря на усилия президентской ветви власти и правительства, «на местах» — в основных министерствах и ведомствах — никаких заметных шагов не сделано.

 Президент страны инициировал создание Фонда культурных инициатив — это то самое, стартовое, «посевное» финансирование, с которого должно начинаться развитие креативного бизнеса. Председатель Правительства РФ утвердил основной стратегический документ, где четко разложены проблемы и механизмы их решения. Огромные усилия предпринимают губернаторы, главы многих регионов. Не видно лишь работы ответственного за это направление министерства — кроме стохастической раздачи «горячих» бюджетных денег ничего, что изменило бы ситуацию за девять месяцев, с момента утверждения Концепции развития креативных индустрий, не сделано.

Минкультуры, откладывая реализацию Концепции развития творческих индустрий, в общем-то практически перечеркнуло успешное начало собственной новой, масштабной работы. Не в пример Министерству цифрового развития, которое последовательно и профессионально, на зависть всем остальным креативным индустриям защищает интересы одной из них — IT. Для этой индустрии снижена налоговая ставка на заработную плату до 7%. Справедливо, что те, кто создает новый актив национальной экономики в виде программного обеспечения, имеют низкую налоговую нагрузку. Но чем хуже индустрия анимации и кино, музыкальная индустрия или индустрия дизайна? Для российского программного обеспечения отсутствует НДС, под залог востребованных компьютерных программ можно получить финансирование на рост и развитие бизнеса. Но это только благодаря эффективной работе Министерства цифрового развития.

В Концепции четко обозначена цель — объем продукции креативных индустрий к 2030 году должен составить 6% от ВВП. В год утверждения Концепции валовой продукт страны превысил 130 трлн рублей. Значит, креативные индустрии должны создавать к 2030 году продуктов на 7-8 трлн рублей. Но ведь для достижения таких результатов, помимо всего прочего, нужны соответствующие инвестиции уже сейчас, и не в один триллион. Никакая раздача денег отдельными ведомствами не решают амбициозную задачу, поставленную и публично обозначенную Правительством России. Непонимание столь простых вещей приводит к ощутимым проблемам — оттоку талантливых людей и созданных ими продуктов в виде интеллектуальной собственности в другие юрисдикции.

Неприемлемая в нынешних условиях медлительность сказывается на всех направлениях намеченной господдержки.

В результате, как отметил основатель центра правовой защиты творческих индустрий ArtLaw Руслан Гацалов, заметная часть арт-сообщества сейчас развивает арт-индустрию в соседних странах. И дело здесь не столько в политической ситуации, сколько в том, что институционально и системно для креативного сообщества и развития этого сегмента экономики за прошедший год не сделано ничего.