66% исполнительных документов за первый квартал поступило в ФССП исключительно в электронном виде

| новости | печать

Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов, выступая на ПМЮФ-2022, рассказал о цифровой трансформации работы ведомства.

За первый квартал текущего года уже 66% исполнительных документов поступило в ФССП исключительно в электронном виде. «Здесь первую скрипку играет взыскатель – он должен просто подать заявление в суд о выдаче судебного решения в электронном виде и направление его на исполнение службы, минуя его самого. Если такое заявление подано, то документы исполнительные, судебные решения, судебные приказы будут уходить к нам в электронном виде в автоматическом режиме», – отметил Д. Аристов.

Он призвал профессиональных взыскателей и бизнес использовать эту опцию и направлять в суд заявления о выдаче судебных решений исключительно в электронном виде. Это позволит облегчить оборот этих решений, упростить процедуру регистрации, сделать систему исполнения судебных решений более быстрой.

Говоря об электронном взаимодействии службы с судебной системой, он отметил, что порядка 58% поступающих в ФССП решений – это решения судебной власти, из них 70% – это мировая юстиция и так называемая приказная через судебные приказы. «До последнего времени этот объем, ворох бумаг складывался к нам с файлами, пачками, стопками. Обрабатывался вручную», – посетовал Д. Аристов.

Он также добавил, что работа по цифровизации этого процесса началась 2,5 года назад. Но уже сейчас ведомство заключило соглашения с 83 субъектами об электронном взаимодействии, в том числе по мировой юстиции, по направлению на взыскание исполнительных документов в электронном виде.

Подробно в своем выступлении главный судебный пристав страны остановился на цифровой трансформации работы с должниками через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). «Все наши действия по трансформации должны достигать двух основных целей – достигнуть высшей степени открытости и доступности», – сообщил чиновник.

По его словам, ЕПГУ сейчас является мощным аккумулирующим институтом оказания всех государственных услуг. Он дает возможность пользоваться своими ресурсами не только гражданам, но и юридическим лицам, в том числе в рамках принудительного исполнения судебных решений. Со стороны ведомства с 2021 г. реализована такая триада: сервис информирования, сервис взаимодействия и сервис уведомления.

Первый сервис – сервис информирования призван обеспечить открытость данных. Сейчас на ЕПГУ гражданин в течение 3 секунд может получить информацию о ходе исполнительного производства. Далее в течении 2-3 лет приставы намерены развивать эту услугу. В настоящий момент, если ввести номер исполнительного производства в специальную форму, можно получить перечь действий и решений, который принимает судебный пристав, в том числе информацию об установленных для должника ограничениях, например, по выезду за границу.

В дальнейшем чиновники хотят, чтобы, кликая на совершенное приставом-исполнителем действие, человек смог сразу получить электронное постановление, которое его сопровождало. То есть это будет фактически копия исполнительного производства в электронном виде, которое ведет автоматизированная информационная система ФССП России, отмечают в ведомстве.

Согласно представленным на форуме Д. Аристовым данным, сейчас обрабатывается порядка 30 тыс. запросов в сутки. Сервис ФССП является одним из самых востребованных. Только за первый квартал этого года ведомство обработало более 12 млн запросов.

Второй сервис «взаимодействие» – тоже очень важный. Он минимизирует необходимость личного контакта с приставом-исполнителем. Анализ работы с гражданами позволил приставам сформулировать 30 типологических заявлений по самым распространенным жизненным ситуациям в рамках исполнительного производства и поместить их на ЕПГУ. В рамках этого сервиса, выбирая свою жизненную ситуацию, человек может сформулировать и направить заявление, ходатайство или обращение в службу.

Третий сервис – уведомление. Сейчас гражданин, который выразил согласие на получение уведомлений на ЕПГУ, все уведомления о всех действиях судебных приставов-исполнителей получает в свой личный кабинет об исполнительном производстве на портале.

На текущий момент пользователи ЕПГУ выразили уже 93 млн таких согласий. «Учитывая, что за прошлый год у нас всего 120 млн исполнительных производств, мы полагаем, что это прорыв в системе информирования граждан в первую очередь и бизнеса о наличии долга и о всех действиях, которые пристав-исполнитель осуществляет», – заявил глава ФССП.

При этом он уточнил, что главным образом сервис создавался для удобства граждан, но преследует служба и свои цели – разгрузить приставов и снизить расходы. С начала года направлено 274 млн электронных уведомлений, с момента запуска сервиса – практически 700 млн уведомлений. 300 млн простых почтовых уведомлений обходятся бюджету в 10 млрд руб., заказных – в 19 млрд руб.