Под санкциями: что ждет российский рынок шоколадных изделий

| новости | печать

Изучил этот вопрос Центр аналитики и экспертизы ПСБ в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики.

По данным аналитиков ПСБ, российский рынок шоколадной продукции в 2021 г. просел в годовом измерении на 8,5% из-за снижения доходов населения и, как следствие, смещения спроса в сторону более дешевой кондитерской продукции. Из-за санкций некоторые зарубежные бренды приостановили свою деятельность. В результате принятия компенсационных мер и обхода ограничений, как считают авторы исследования, возможен существенный рост цен. Но главное — ожидать ли дефицита шоколадной продукции?

До санкций

Производство шоколада и шоколадных изделий в России в 2021 г. увеличилось на 7,1% год к году. При этом объем российского производства шоколада за период с 2014-го по 2021 г. рос примерно на 1,9% в год. По данным представителя Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, около 30% шоколада, произведенного в России, отправляется на экспорт, остальной объем потребляется внутри страны.

Около 81% производства шоколада и шоколадной продукции сосредоточены у иностранных производителей, имеющих собственные производства в России: Nestle, Mars, Mondelez, Ferrero. Остальные 19% — российские производители.

С введением санкций

Среди иностранных компаний с производством в России швейцарская Nestle хотя и не покинула рынок, но ограничила продажи своей продукции (например, KitKat и Nesquik), сосредоточившись лишь на товарах первой необходимости (детское и больничное питание). Также приостановка затронула импорт и экспорт продукции американской Mars (M&M’S, Snickers, Twix, Dove, Skittles, Bounty, Mars, MilkyWay, Maltesers, Коркунов). Mondelez International (бренды Oreo, Alpen Gold, Cadbury, Milka, Toblerone, Barny, Halls), а также Ferrero сообщили о приостановке инвестиций и расходов на рекламу. Компания Lindt (бренды Lindor, P&M, Caffarellino, Swiss Classic, Excellence), бельгийская Barry Callebaut и финская Fazer (Karl Fazer, Dumle и Geishа) приостановили свою деятельность. По мнению аналитиков ПСБ, суммарно с ограничением импорта готовой кондитерской продукцией высвободилась рыночная ниша около 15—20%.

Основными компонентами приготовления шоколада являются какао-бобы и како-масло, поставляемые из-за рубежа. Объемы импорта какао-бобов, какао-масла и какао-порошка с 2014 г. растут примерно на 2,5% в год, а суммарная доля импортных ингредиентов в производимом в России шоколаде составляет около 70%. В связи с этим основными проблемными моментами из-за нарушения логистических цепочек авторы исследования видят поставку какао-бобов транзитом через ЕС, дефицит европейского сырья, поставки технологического оборудования и упаковки, а также значительный (от 50 до 200% в зависимости от типа продукции) рост стоимости других компонентов.

Зависимость от импорта

Основными поставщиками какао-бобов являются Кот-д’Ивуар (33%), Гана (18%), Камерун (13%), Нигерия (8%). При этом все поставки осуществляются через Европу. С ними, учитывая санкционные ограничения, возможны кратковременные перебои, пока не будут налажены логистические цепочки. Оборудование для производства шоколада в основном также зарубежное. Станки для производства шоколадных масс изготавливаются в Швейцарии. Оборудование для разлива шоколада и конфет — преимущественно из Германии и Дании. Комплектующие для оборудования и расходные материалы также импортные, поэтому, констатируют эксперты ПСБ, в случае его выхода из строя могут возникнуть проблемы.

Но заменить можем

Несмотря на высокую долю иностранных брендов в стране, а также долю импортного сырья, авторы анализа считают, что в России не ожидается проблем с производством шоколада и обеспечением потребностей внутреннего рынка.

По их мнению, поскольку ключевые зарубежные бренды, составляющие около 80% внутреннего рынка, имеют производство на территории России, то, если компании решат окончательно свернуть деятельность и покинуть российский рынок, их производственные мощности могут быть использованы для задач импортозамещения.

Поставки основных ингредиентов для производства шоколада осуществляются из стран, не объявлявших санкции России. При этом логистические трудности, возникающие при поставке через страны ЕС, могут быть преодолены изменением маршрутов, что может привести к увеличению стоимости конечной продукции.

Трудности могут возникнуть с оборудованием, однако и в этом случае аналитики ПСБ считают, что проблема его закупки, а также комплектующих решается за счет смены поставщиков и логистических маршрутов. К примеру, со слов представителя кондитерской фабрики «Победа», некоторое оборудование предприятие стало закупать из Турции, а часть упаковочных машин на фабрике уже российские.

Из-за того, что около 30% шоколада, произведенного в России, отправляется на экспорт в Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Азербайджан и Китай, в случае возникновения нехватки продукта для удовлетворения спроса в стране, часть экспортной продукции может быть переориентирована для нужд внутренних потребителей, полагаютэксперты.

«Мы считаем, что ситуация на рынке шоколадной продукции не является критической. Большинство ингредиентов для производства данного продукта поставляются из различных стран, поэтому в случае перекрытия одного канала, ему можно найти замену. Оборудование также не является дефицитным, к тому же подавляющая часть внутреннего спроса обеспечивается производством внутри страны. Валютные колебания, а также логистические шоки могут сказаться на цене шоколада, которая, по нашим оценкам, может вырасти в пределах 30%. Однако дефицит продукции маловероятен», — заключают авторы исследования.