Бизнес-омбудсмен и прокуратура изучают новый вид мошенничества с ЭЦП

| новости | печать

В аппарат уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова поступают жалобы на действия злоумышленников из разных регионов.

Как рассказал Б. Титов в Екатеринбурге в ходе совместного приема предпринимателей с заместителем генерального прокурора России Сергеем Зайцевым, к уполномоченному обратились сразу два предпринимателя из Свердловской области, столкнувшиеся с одной и той же проблемой.

29 апреля 2021 г. в инспекцию ФНС Верх-Исетского района Екатеринбурга были поданы уточненные «нулевые» налоговые декларации по НДС за 2020 г. от имени ООО «Карабашские абразивы». Но дело в том, что компания не подавала никаких деклараций – это сделали неизвестные люди, использовав поддельную электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Более того, неделей раньше злоумышленники внесли в ЕГРЮЛ информацию о том, что сведения о директоре и собственнике «Карабашских абразивов» Николае Подсекаеве якобы недостоверны. В итоге настоящую ЭЦП общества заблокировали, а у контрагентов организации после подачи «уточненки» начались встречные налоговые проверки.

На сайте Минцифры указано, что у удостоверяющего центра, выдавшего спорную подпись – ООО «МЦСП-ГРУПП» – отозвана аккредитация. Что мешало ФНС проверить удостоверяющий центр, остается загадкой.

Еще один похожий случай произошел с ООО «МЕТАТОН». Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области приняла уточненные налоговые декларации по НДС за период с 2018 – 1 квартал 2021 г. от имени этой компании. Отчетность также была фиктивной, и была подписана ложной электронной подписью директора общества, выданной той же «МЦСП-ГРУПП».

Пострадавшая организация уверяет, что с указанными в фиктивной налоговой отчетности контрагентами общество никаких хозяйственных отношений не имеет. Однако на основании поддельных документов ИФНС подала к ООО «Метатон» иски в Арбитражный суд Свердловской области. По данным налоговой, у него образовалась задолженность по налогам на сумму более 100 млн руб. При этом через суд компанию требуют признать банкротом.

По словам Б. Титова, похожие обращения подступают и из других регионов, это стало системной проблемой. С. Зайцев согласился, что речь идет о криминальном умысле, и подчеркнул, что нужна дополнительная оценка действий налоговиков и полиции. «Мы имеем дело с новым видом мошенничества, нужен самый тщательный контроль», – заключил замгенпрокурора.

В ноябре на заседании наблюдательного совета АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» Б. Титов сообщил, что за первое полугодие текущего года число экономических уголовных дел, находящихся в производстве, достигло 292 071, что 9,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе речь идет и об уголовных делах по ст. 159-159.6 (мошенничество).