Магазинам могут запретить требовать с клиентов их личные данные

| новости | печать

Законопроект, защищающий права потребителей и их персональные данные, прошёл первое чтение.

Авторы законодательной инициативы предлагают внести поправки в ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Так, может быть утвержден запрет для продавца (или исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора из-за отказа клиента сообщать персональные данные. Кроме того, законопроект содержит перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей.

Речь идёт о ситуациях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством и не связано с совершением сделки. В пояснительной записке к документу говорится, что законодательная инициатива направлена на пресечение недобросовестного поведения на потребительском рынке, которое выражается в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением или исполнением договора.

«Сейчас при совершении покупок или оплате услуг у людей под разными предлогами собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другие личные сведения — даже в тех случаях, когда предоставление такой информации не является обязательным», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. В первую очередь, по его словам, это касается онлайн-магазинов.

Депутаты рассчитывают, что данные поправки помогут дополнительно защитить права потребителей. Если ФЗ будет принят, он вступит в силу с 1 марта 2022 г.

Кроме того, согласно поправкам в КоАП, продавцу может быть назначено административное наказание за отказ от заключения, исполнения, изменения или расторжения договора в случае непредоставления потребителем персональных данных. Размер штрафа для должностных лиц составит от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс.