Государственная дума в четверг, 25 октября 2018 г., приняла в заключительном третьем чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 13 и 27 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций».
Документ исключает возможность участия Агентства по страхованию вкладов в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России). Предлагаемый подход, как отмечено в сопроводительных материалах к закону, позволит корректнее решать проблему конфликта интересов, возникающую при совмещении АСВ функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора. Эта мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов – кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, закон предоставляет возможность включения требований АСВ в реестр требований кредиторов независимо от даты его закрытия. Так как вкладчики имеют право обратиться в Агентство за получением страхового возмещения по вкладу в течение всего срока конкурсного производства. Однако, на практике возникают ситуации, когда право требования по вкладу переходит от вкладчика к Агентству уже после закрытия реестра требований кредиторов. И в этом случае такое требование АСВ подлежит удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, что негативным образом отражается на поступлениях в фонд обязательного страхования вкладов.