Структура Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (проект)

| другое | печать

Раздел 1. Общие положения

Комментарий:

Описываются основания для разработки стратегии, место стратегии в системе стратегического планирования и направления применения стратегии при принятии государственных решений в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:

- работать легально – выгодно;

- переход от тотальных запретов к аккуратному регулированию;

- принцип «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений;

- выделение целевых групп и повышение адресности мер поддержки;

- поддержка тех предпринимателей, кто хочет и может развиваться;

- усиление координации и формирование единой системы поддержки малого и среднего предпринимательства на базе корпорации развития;

Раздел 2. Анализ текущего состояния и проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства

Комментарий:

В разделе рассматриваются:

- ключевые макроэкономические факторы, влияющие на уровень развития малого и среднего предпринимательства;

- место малого и среднего предпринимательства в экономике России;

- вызовы для развития малых и средних предприятий на краткосрочный
(2018 год) и долгосрочный (до 2030 год) периоды;

- оценки предпринимательского потенциала населения и факторов развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на основе российских и зарубежных исследований;

- динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства (в разрезе субъектов Российской Федерации и в разрезе ОКВЭД на основе данных статистической и налоговой отчетности);

- ключевые проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства:

· ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса;

· проблемы в нахождении рынков сбыта продукции;

· недостаточные кооперационные связи;

· низкий уровень технологического развития;

· фискальная нагрузка и непредсказуемость налоговой политики;

· издержки, связанные с государственным регулированием;

· ограниченный доступ к технологической инфраструктуре;

· недостаток кадров;

· недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

Ожидаемые выводы:

- Малый и средний бизнес «состоялся как явление»: 95% коммерческих компаний в Российской Федерации являются субъектами малого или среднего предпринимательства;

- Малый бизнес в России – это микробизнес. Существует тенденция к уходу в тень и снижению размера компаний;

- Роль малых предприятий заключается в создании комфортной среды для граждан, обеспечении занятости. Средние предприятия обеспечивают экономическое развитие;

- Сохраняется высокая дифференциация регионов по уровню развития малого и среднего предпринимательства, необходим учет региональной специфики;

- Проведение эффективной государственной политики требует выделения целевых групп:

· микро-, малые и средние предприятия (включая «газели») играют разные роли в экономике и требуют разного подхода;

· выделяется массовый малый и средний бизнес, который обеспечивает комфортную среду для граждан и занятость, и высокотехнологичные (производственные, экспортно ориентированные) компании (в первую очередь средний бизнес), которые должны играть ключевую роль в импортозамещении и диверсификации экономики;

· необходимо учитывать стадию жизненного цикла компании (стартапы и уже существующие компании).

Раздел 3. Цели и задачи государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Этапы реализации стратегии

Описываются цели и задачи на краткосрочный и долгосрочный период для каждой из выделенных целевых групп.

Главная цель – развитие малого и среднего бизнеса в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса (для обсуждения на первом заседании Рабочей группы по разработке стратегии при Минэкономразвития России).

Индикаторы цели:

- диверсификация экономики;

- рост числа рабочих мест (в формальном секторе) за счет развития малого и среднего предпринимательства,

- стимулирование развития среднего класса.

Достижение цели будет обеспечено за счет целенаправленной поддержки двух ключевых секторов малого и среднего бизнеса: массового и высокотехнологичного.

Ключевые индикаторы для целевой группы «массовый малый и средний бизнес»:

1) увеличение числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (занятых в формальном секторе) до 40 млн человек;

2) увеличение налоговых поступлений, в том числе за счет легализации теневого сектора.

Это направление будет способствовать росту доли среднего класса, увеличению занятости и др.

Ключевые индикаторы для целевой группы «высокотехнологичный малый и средний бизнес»:

- стимулирование инновационной активности;

- импортозамещение;

- развитие несырьевого экспорта.

Это направление будет способствовать росту производительности труда, диверсификации экономики, технологическому развитию отраслей промышленности.

Данные 2 сектора – массовое и высокотехнологичное малое и среднее предпринимательство – необходимо различать, так как они отвечают за решение разных задач и разнонаправлено влияют на достижение целевых показателей. Например, рост производительности труда и рост числа занятых в секторе МСБ – это две разные задачи.

Выделяются 3 этапа реализации стратегии (на обсуждение):

- 2015-2018 гг.;

- 2018-2025 гг.;

- 2025-2030 гг.;

С учетом поставленной цели и выявленных в рамках раздела 2 проблем выделяются следующие задачи стратегии в отношении развития малого и среднего предпринимательства:

Задача 1. Улучшение доступности финансирования

Задача 2. Формирование рыночных ниш для бизнеса

Задача 3. Развитие кооперации

Задача 4. Стимулирование технологического развития

Задача 5.Обеспечение предсказуемости налоговой политики и политики в сфере социального страхования

Задача 6. Обеспечение ответственного государственного регулирования

Задача 7. Повышение эффективности инфраструктуры поддержки

Задача 8. Укрепление кадрового потенциала малых и средних предприятий

Задача 9. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности

Задача 10. Развитие предпринимательской деятельности на конкретных территориях

Задача 11. Совершенствование системы поддержки

Раздел 4. Меры и инструменты государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства

Предлагается выделить соответствующие задачам стратегии подразделы, в рамках которых рассматриваются инструменты и решения, ориентированные на развитие «массового малого и среднего бизнеса» и «высокотехнологичного малого и среднего бизнеса», а также учитывающие различные категории предприятий (микро-, малые и средние):

Базовый подход к структуре описания подраздела:

Общие инструменты для всех секторов

(…)

Инструменты для поддержки массового малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)

(…)

Инструменты для поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса (в том числе в отдельных отраслях)

(…)

Инструменты для поддержки малых и средних предприятий в других отраслях или сферах (самозанятость и др.) (при необходимости)

Доступное финансирование

Доступ к дешевым кредитам. Создание единого центра финансово-кредитной поддержки. Развитие системы проектного финансирования. Развитие лизинга. Формирование национальной гарантийной системы. Развитие микрофинансирования. Роль корпорации развития в обеспечении доступного финансирования (единый центр финансово-кредитной поддержки, разработка стандартов, координация программ финансовой поддержки).

Рыночные ниши для бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса в отдельных сферах (социальное предпринимательство, образование, здравоохранение и пр.). Механизмы формирования рыночных ниш на локальных рынках (через раскрытие информации), создание сбытовых каналов, продвигающих продукцию на новые рынки (в том числе на экспорт). Инфраструктура для сбыта продукции. Роль корпорации развития в формировании рыночных ниш (информационно-маркетинговый блок).

Развитая кооперация

Встраивание малого и среднего бизнеса в цепочки поставщиков (через механизмы доступа к закупкам). Развитие системы кооперации в рамках территориально-отраслевых комплексов (кластеров). Развитие инжиниринговых центров. Роль корпорации развития в формировании системы кооперации компаний (выстраивание системы контроля за выполнением требований по размещении заказов на малых и средних предприятиях).

Технологическое развитие и импортозамещение

Трансфер технологий. Специальные программы финансирования и обучения. Инновации. Диверсификация экономики. Поддержка импортозамещения.

Предсказуемая фискальная политика

Мораторий на рост фискальной нагрузки. Снижение налоговой нагрузки на этапе начала бизнеса. Налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы. Направления совершенствования системы уплаты страховых взносов малыми и средними предприятиями. Ревизия неналоговых платежей.

Ответственное государственное регулирование

Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, смягчение обязательных требований (в том числе в рамках процедур лицензирования и сертификации). Реализация принципа «сначала подумай о малом» при принятии государственных решений (в том числе в рамках проведения процедур ОРВ). Обеспечение доступа к инженерно-технологическим сетям и реализация гибкой тарифной политики. Снижение административного давления на малый бизнес. Развитие системы защиты прав предпринимателей.

Эффективная инфраструктура поддержки

Развитие инфраструктуры для ведения бизнеса разными целевыми группами (МФЦ, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства и пр.). Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства. Роль корпорации развития в формировании инфраструктуры поддержки (разработка единых стандартов, координация).

Квалифицированные кадры

Механизмы выращивания и привлечения квалифицированных кадров на малые и средние предприятия. Повышение финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей. Развитие образовательных курсов, стимулирующих развитие высокотехнологичного предпринимательства. Стимулирование выпускников зарубежных технических вузов к созданию предприятий в России. Дуальное образование в интересах малых и средних предприятий.

Раскрытие предпринимательского потенциала

Популяризация малого и среднего предпринимательства и создания «своего дела». Развитие молодежного предпринимательства. Повышение престижа предпринимательской деятельности. Проведение Года предпринимательства в России (2017 год).

Территориальные связи

Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор, обеспечивающий «связанность» экономического пространства на уровне территорий.

Роль регионов и муниципальных образований в развитии малого и среднего предпринимательства.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в отдельных социально-значимых регионах (Республика Крым, Северный Кавказ, Дальний Восток, моногорода).

Заинтересованная власть

Механизмы мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к реализации активной политики в сфере малого и среднего предпринимательства: передача налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на местный уровень, тиражирование лучших практик, единая система показателей для оценки эффективности руководителей.

Обеспечение открытости системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование системы учета за деятельностью малых и средних предприятий: формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, изменения в системе статистического учета, организация мониторинга и оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом лучших международных практик.

Механизмы координации мер и программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Раздел 5. Организационное и финансовое обеспечение реализации стратегии

Описываются принципы финансирования и система организации деятельности органов власти и организаций при реализации стратегии, вложения увязываются с целями.

Раздел 6. Ожидаемые результаты от реализации стратегии

Описание количественных и качественных результатов реализации стратегии.

Приложение:

Перечень мероприятий по реализации стратегии на период до 2018 года

Приводится таблица с мероприятиями по заданным в разделе 4 направлениям.

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на краткосрочную (до 2018 года) и долгосрочную (до 2030 года) перспективу

Приводятся целевые показатели развития малого и среднего предпринимательства на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Показатели дифференцируются в зависимости от целевых групп: «массовый малый и средний бизнес» (количество, занятость, налоговые поступления) и высокотехнологичный малый и средний бизнес» (добавленная стоимость, размер выручки и пр.).