Об учете затрат на эксплуатацию и реконструкцию оборудования по переработке попутного газа в составе фактических расходов по добыче углеводородного сырья в целях НДД

Министерство финансов РФ письмо от 31.01.2022 № 03-06-06-01/6000
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ПАО от 30.12.2021 по вопросу учета в составе фактических расходов, учитываемых при исчислении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее — НДД), затрат, связанных с эксплуатацией и реконструкцией оборудования по переработке попутного газа, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр (далее — фактические расходы на участке недр) признаются затраты, понесенные налогоплательщиком и связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям для признания затрат в качестве произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса (далее — глава 25 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 333.43 Кодекса к деятельности налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр относится деятельность по подготовке углеводородного сырья - разделение любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье, на производные смеси, содержащие отдельные виды углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 333.47 Кодекса расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии признаются фактическими расходами, связанными с производством и реализацией, в целях главы 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» Кодекса (далее — глава 25.4 Кодекса) (за исключением сумм начисленной амортизации и сумм НДД, исчисленного в соответствии с главой 25.4 Кодекса).

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 333.47 Кодекса к фактическим расходам на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования, в целях главы 25.4 Кодекса относятся также затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации соответствующих объектов, относящихся к амортизируемому имуществу. Указанные затраты учитываются в качестве расходов при условии соответствия требованиям для учета таких затрат при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.

Таким образом, расходы на эксплуатацию и реконструкцию оборудования по переработке попутного газа, понесенные налогоплательщиком, связанные с деятельностью по освоению участка недр, облагаемого НДД, указанной в подпункте 3 пункта 3 статьи 333.43 Кодекса, признаются фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр, учитываемыми при исчислении НДД, при условии соответствия требованиям для учета таких затрат при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.

При этом в силу пункта 7 статьи 333.47 Кодекса на налогоплательщиков возлагается обязанность по ведению раздельного учета фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база по НДД. Порядок ведения раздельного учета расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно, устанавливается в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных главой 25.4 Кодекса. Указанный порядок не может быть изменен в течение пяти лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок. В иных случаях указанный порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения пяти налоговых периодов только при условии получения согласования, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 333.47 Кодекса фактические расходы на участке недр, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному участку недр или к расходам от иной деятельности налогоплательщика, учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с порядком, установленным им в учетной политике для целей налогообложения. Указанный порядок не может быть изменен в течение пяти лет со дня его утверждения, за исключением случаев изменения законодательства о налогах и сборах, которые непосредственно оказывают влияние на указанный порядок. В иных случаях указанный порядок может быть изменен налогоплательщиком до истечения пяти налоговых периодов только при условии получения согласования, предусмотренного пунктом 10 статьи 333.47 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ