О применении вычетов по НДС при осуществлении расходов за счет субсидий (бюджетных инвестиций) и об учете таких субсидий в целях налога на прибыль

Министерство финансов РФ письмо от 07.05.2021 № 03-03-06/3/35405
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

В то же время следует учитывать, что согласно пункту 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат.

В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав частично за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат в соответствующей доле.

Одновременно обращаем внимание, что на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат вычету (не восстанавливаются) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Что касается налога на прибыль организаций, то отмечаем, что порядок учета субсидий, полученных организациями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление расходов, определен пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, согласно которому такие субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете. Таким образом, дополнительного налогообложения налогом на прибыль получаемых субсидий не происходит.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А. КУЗЬМИНА