Подводные камни при предоставлении премии за предоплату/своевременную оплату

| консультации | печать
Возникают ли налоговые риски у поставщика товара при предоставлении премии покупателю за предоплату (своевременную оплату)? Если риски есть, какой уровень им можно присвоить (высокий/средний/низкий)?

В соответствии с подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся «расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок».

Соответственно, для отражения премии в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, необходимо, чтобы премия была предусмотрена договором и выплачивалась в связи с выполнением покупателем условий соглашения.

При этом положения подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержат ограничений по условиям договора, за выполнение которых может предоставляться премия.

Таким образом, если премия за предоплату (своевременную оплату) предусмотрена договором и при этом покупатель выполнил условия для получения премии (то есть осуществил предоплату/своевременную оплату товара), то автор считает возможным отнесение такой премии в состав внереализационных расходов при расчете налога на прибыль организаций.

Исходя из разъяснений Минфина России по данному вопросу, можно сделать вывод, что Минфин России не запрещает учитывать в составе расходов подобные премии.

Так, в письме от 11.08.2011 № 03‑03‑06/1/471 Минфин России, рассматривая вопрос о том, вправе ли продавец учитывать в расходах премию за своевременную и досрочную оплату поставленного товара, пояснил, что «если условиями договора поставки непродовольственных товаров, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара, то указанные затраты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организации в составе внереализационных расходов на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии соблюдения требований ст. 252 НК РФ».

Минфин России в этом письме не дает ответа на вопрос, соответствуют ли затраты на премию покупателю за свое­временную (досрочную) оплату товаров п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными, экономически оправданными и направленными на получение дохода.

По результатам анализа судебной практики обнаружены споры о том, когда налоговая предъявляла претензии к продавцам, предоставляющим премии покупателям за своевременную оплату. Но в данных решениях причиной для претензии явилось не само условие для предоставления премии (оплата в срок, установленный договором), а выплата премии при невыполнении контрагентом этого условия (оплата товара за пределами установленного срока) (постановления Арбитражного суда Московского округа от 06.03.2015 № Ф05-1368/2015 по делу № А40-51912/14, Западно-Сибирского округа от 29.02.2016 № Ф04-362/2016 по делу № А03-15771/2014).

Споров, когда налоговые органы признавали бы неправомерным отнесение в состав расходов суммы премии за оплату в сроки, установленные договором, при своевременной оплате товаров покупателем, в имеющихся в нашем распоряжении источниках информации установлено не было. Это указывает на то, что вероятность возникновения претензий невысокая (средняя), не свидетельствует о полном отсутствии рисков в этой ситуации.

Автор не гарантирует полное отсутствие налоговых рисков в случае, если премия будет предоставляться за оплату в сроки, установленные договором. Риск возникает в связи с тем, что сама по себе премия должна носить поощрительный характер. В то время как своевременная оплата товара является прямой обязанностью покупателя по договору (иначе ему придется заплатить поставщику штрафы). Действия по поощрению покупателя выполнять те условия договора, которые и так являются обязательными, можно посчитать необоснованными. Об этом высказывалось УФНС России по г. Москве в письме от 01.09.2009 № 16-15/091213, отмечая, что «расходы в виде премии организации-покупателю за своевременную оплату ею поставленного поставщиком товара не учитываются организацией-поставщиком в целях налогообложения прибыли как не соответствующие положениям п. 1 ст. 252 НК РФ».