Распределять или не распределять

| консультации | печать
Организация приобретает товар, который доставляется поставщиками на арендуемый склад (основной склад). Далее часть товара, предназначенная для реализации в обособленных подразделениях, доставляется туда с привлечением сторонних транспортных организаций. Другая часть товара реализуется оптовым покупателям на условиях доставки до их складов (право собственности переходит на складе покупателя). При этом доставка также осуществляется сторонними организациями за счет нашей организации. Являются ли транспортные расходы по доставке товара в региональные обособленные подразделения, а также до складов покупателей прямыми расходами, подлежащими распределению на остаток нереализованного товара?

Указанные в вопросе транспортные расходы имеют совершенно разную природу, поэтому рассмотрим их отдельно.

Доставка товара в региональные обособленные подразделения

Бухгалтерский учет. В ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, предусмотрены варианты учета транспортных расходов, связанных с доставкой приобретенных товаров до центрального склада, так как такие расходы формируют первоначальную стоимость МПЗ. Механизм формирования первоначальной стоимости МПЗ должен быть предусмотрен учетной политикой и выбран из двух возможных вариантов.

Так, в соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 организация, осуществляющая торговую деятельность, может включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу, а не в состав первоначальной стоимости единицы товара. В этом случае транспортные расходы ежемесячно распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе.

Другой вариант учета транспортных расходов предусмотрен п. 6 ПБУ 5/01. В соответствии с ним затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов включаются в их фактическую себестоимость с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". В этом случае расходы по доставке товара до основного склада включаются в стоимость единицы товара.

В обоих случаях указанные транспортные расходы являются расходами, которые формируют фактическую себестоимость реализованных товаров (строку 020 "Себестоимость продаж..." Отчета о прибылях и убытках).

Вариант учета транспортных расходов, связанных с доставкой товара на центральный склад, должен быть определен каждой организацией самостоятельно исходя из особенностей хозяйственной деятельности и закреплен в ее учетной политике.

Распределение транспортных расходов, связанных с внутренним перемещением товаров, в том числе с доставкой товаров в обособленные подразделения, нормами действующего законодательства не предусмотрено. Данные расходы не связаны непосредственно с приобретением МПЗ. При этом фактически данный вид транспортных расходов может классифицироваться как прямые или как косвенные расходы в зависимости от особенностей хозяйственной схемы, выбранной вашей организацией для целей управления.

Если транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в обособленные подразделения, будут классифицированы в учетной политике организации как прямые, то сумму таких расходов можно ежемесячно распределять между проданным товаром и остатком товара на складе.

В случае если данный вид транспортных расходов будет классифицирован в качестве косвенных расходов, они подлежат отражению в полной сумме в составе расходов текущего периода.

По мнению автора, расходы, не формирующие стоимость приобретаемого товара, нецелесообразно распределять.

Налоговый учет. Для целей налогообложения в соответствии со ст. 320 НК РФ к прямым расходам на доставку относятся расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. При этом прямые расходы подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на складе. Все остальные расходы, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, транспортные расходы, связанные с доставкой товара обособленным подразделениям, в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ являются косвенными и подлежат включению в полном объеме в состав расходов текущего периода.

Данный вид транспортных расходов, по мнению автора, целесообразно учитывать в бухгалтерском учете также в виде косвенных расходов и отражать в полной сумме в составе коммерческих расходов (расходов на продажу) текущего периода для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета.

Доставка товара на склад оптового покупателя

По мнению автора, в налоговом учете транспортные расходы данного вида относятся к косвенным расходам. Ведь они никоим образом не связаны с расходами по приобретению товара, которые как раз являются прямыми и подлежат распределению по ст. 320 НК РФ.

Транспортные расходы, связанные с доставкой товара на склад покупателя, в бухгалтерском учете не могут быть распределены между реализованным товаром и остатком товара на складе. В данном случае транспортные расходы связаны только с конкретным товаром, предназначенным для конкретного покупателя. И этот товар будет полностью реализован в момент прибытия, так как право собственности на товар переходит на складе покупателя.

С нереализованным товаром, оставшимся на складе вашей организации, данные транспортные расходы не связаны. Их сумма на этот товар распределяться не может. Данные расходы имеют иную природу и должны включаться в бухгалтерском учете и в форме Отчета о прибылях и убытках в состав коммерческих расходов (расходов на продажу).