Импортные лекарства. Учет расходов на сертификацию и регистрацию

| консультации | печать
Организация осуществляет оптовую торговлю импортными лекарственными средствами. Вправе ли она учесть для целей налогообложения прибыли расходы по их сертификации и государственной регистрации?

Государственному контролю подлежат все лекарствен­ные средства, произведенные на территории РФ и ввози­мые на территорию РФ (ст. 8 Закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»; далее — Закон № 86-ФЗ).

На основании ст. 21 Закона № 86-ФЗ к числу юридиче­ских лиц, которым разрешен ввоз лекарственных средств на территорию РФ, относятся организации оптовой торго­вли лекарственными средствами.

На территорию РФ можно ввозить лекарственные сред­ства, качество которых подтверждено сертификатом орга­низации — производителя лекарственных средств, удосто­веряющим, что ввозимые лекарственные средства произ­ведены в соответствии с государственным стандартом качества лекарственных средств, установленным федераль­ным органом исполнительной власти, в компетенцию ко­торого входит осуществление функций по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере обращения лекарственных средств (п. 7 ст. 20 Закона № 86-ФЗ).

Следовательно, если на приобретаемые лекарствен­ные средства, подлежащие обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в РФ, или сертификат вообще отсутствует, то для их импорта в РФ следует получить российский сертификат системы обя­зательной сертификации.

Правила проведения сертификации лекарственных средств в Системе ГОСТ утверждены Постановлением Гос­стандарта РФ от 24.05.2002 № 36. В нем указано, что требо­вание к сертификации распространяется как на отечест­венные, так и на импортные лекарства. Срок действия сер­тификата на партию (серию) лекарственных средств не ус­танавливается. Сертификат действителен при поставке, продаже партии продукции в течение срока годности ле­карственного средства, установленного нормативными документами.

В бухгалтерском учете расходы на обязательную серти­фикацию ввозимого товара относятся к затратам на их приобретение (см. п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утв. При­казом Минфина России от 09.06.2001 № 44н), которые по­том формируют фактическую себестоимость товаров, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету.

В налоговом учете затраты на обязательную сертифи­кацию ввозимых товаров являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, относятся к косвенным расходам и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Основание: при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приоб­ретения данных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). При этом расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ, согласно которой суммы расходов на доставку (транспортные рас­ходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-

покупателя, если они не включены в цену приобретения товаров, относятся к прямым расходам. Все остальные расходы, за исключением внереализационных, определя­емых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Ис­ходя из вышеуказанного, по нашему мнению, затраты на обязательную сертификацию ввозимых товаров у органи­зации оптовой торговли, которая рассчитывает налог на прибыль методом начисления, следует отражать в соста­ве расходов текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 264 НК РФ. Если организация использу­ет кассовый метод, то расходы на сертификацию ввози­мых товаров должны отражаться ею в том отчетном (на­логовом) периоде, в котором они были произведены (в момент оплаты независимо от срока действия сертифика­та) (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В соответствии со ст. 19 Закона № 86-ФЗ лекарственные средства могут продаваться на территории РФ, если они зарегистрированы федеральным органом исполнитель­ной власти, в компетенцию которого входит осуществле­ние государственного контроля и надзора в сфере обра­щения лекарственных средств.

Государственная регистрация наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в медицине в качест­ве лекарственных средств и подлежащих государственному контролю в соответствии с Законом «О наркотических сред­ствах и психотропных веществах», сопровождается внесе­нием указанных средств и веществ в соответствующие спи­ски в порядке, определенном указанным Законом.

По нашему мнению, расходы по государственной регист­рации лекарственных средств, которые осуществлены орга­низацией — оптовым продавцом в соответствии с действу­ющим законодательством, могут ею учитываться при фор­мировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль на основании ст. 252 НК РФ, в которой указано, что организация может уменьшать полученные доходы на сумму обоснованных и документально подтвержденных за­трат (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). В заключение отметим, что аналогичное мнение было вы­сказано налоговыми органами в Письме УМНС России по г. Москве от 05.08.2005 № 20-12/56787.