«Двойной» ЕНВД по парикмахерской

| консультации | печать
Компания предоставляет парикмахерские услуги. Салон парикмахерской располагается в переоборудованном для этих целей торговом зале магазина площадью 47 кв. м. Изменения в инвентаризационные документы (технический паспорт здания) не вносились. В отношении услуг парикмахерской организация переведена на ЕНВД. Вместе с тем компания осуществляет продажу клиентам сопутствующих товаров (шампуни, бальзамы и проч.). Для этого по периметру салона размещены пять шкафов-витрин с товарами, каждый площадью 0,3 кв. м. Денежные средства в оплату парикмахерских услуг и приобретенных клиентами сопутствующих товаров принимает администратор, используя при этом кассовый аппарат. По мнению компании, в данном случае продажа таких товаров не образует самостоятельного вида предпринимательской деятельности, так как предметы ухода за волосами реализуются только клиентам. Однако по результатам выездной налоговой проверки компании начислили ЕНВД по розничной торговле, при этом инспекторы использовали физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)». Права ли налоговая инспекция?

Полагаем, что в данном случае оспорить позицию налоговиков будет непросто. Объективно они правы: компания помимо оказания услуг парикмахерской осуществляла розничную торговлю сопутствующими товарами, а значит, должна была исчислять и уплачивать ЕНВД не только в отношении основной деятельности, но и по рознице. Для «вмененки» по розничной торговле и по оказанию бытовых услуг положениями главы 26.3 НК РФ предусмотрены различные физические показатели и базовая доходность, следовательно, и обязательства по ЕНВД по данным видам деятельности возникают самостоятельные. Этот вопрос решен контролирующими органами однозначно. Так, в письме Минфина России от 17.06.2010 № 03-11-06/3/86 рассмотрена ситуация, когда в парикмахерской на ресепшен осуществляется торговля косметическими товарами с витрины, расположенной за стойкой администратора. Финансисты пояснили, что в целях применения главы 26.2 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, кому реализуются эти товары (в данном случае покупателям «с улицы» или клиентам парикмахерской). Поэтому предпринимательская деятельность по реализации косметической продукции через стационарную стойку (ресепшен) с использованием установленной рядом витрины с образцами товаров может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату ЕНВД наряду с основным видом деятельности компании. Аналогичные разъяснения давались Минфином России и ранее (см., например, письмо от 16.12.2005 № 03-11-04/3/173).

В такой ситуации возможно применение нескольких физических показателей, в зависимости от условий деятельности компании. Использование физического показателя «площадь торгового зала» конечно же нетипично и в рассматриваемом случае обусловлено первоначальным предназначением помещения – торговое. Можно попытаться оспорить применение налоговиками в качестве физического показателя площади торгового зала: все-таки парикмахерская не магазин и учитываться должны в первую очередь условия фактического использования недвижимости. Но принесет ли это пользу компании? Попробуем разобраться. Исходя из положений ст. 346.27 и 346.29 НК РФ в случае, когда торговля осуществляется через объект стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала, либо объект, не предназначенный изначально для организации торговли, а площадь торгового места не превышает 5 кв. м, для расчета ЕНВД принимается физический показатель «торговое место» и базовая доходность 9000 руб. Если же товары реализуются через подобный объект с площадью торгового места, превышающей 5 кв. м, для расчета суммы налога используется площадь торгового места (в квадратных метрах), а базовая доходность составит 1800 руб. с метра. В данном случае общая площадь торгового места (площадь, занятая шкафами-витринами и стойкой администратора) вряд ли превысит 5 кв. м. Но здесь на руку налоговикам помимо закрепленной в паспорте БТИ квалификации помещения как торгового зала сыграет также и то, что шкафы-витрины с товарами рассредоточены по всей площади парикмахерской – все это наверняка отражено и в протоколе осмотра помещения, и в акте выездной проверки. И даже если удастся доказать налоговикам, что при расчете ЕНВД помещение парикмахерской должно квалифицироваться как объект, не предназначенный для организации торговли, они скорее всего будут настаивать на применении физического показателя «площадь торгового места», за которую опять же будет принята вся площадь салона парикмахерской. То есть на сумму доначислений это не повлияет.

С учетом изложенного, на наш взгляд, спорить в такой ситуации — дело малоперспективное. А вот обезопасить свой бизнес от будущих притязаний налоговой инспекции просто необходимо. Во-первых, нужно все-таки внести изменения в инвентаризационные документы: обратиться в БТИ самостоятельно, если помещение находится в собственности компании, либо предложить сделать это арендодателю. Во-вторых, изменить организацию пространства парикмахерской: локализовать все шкафы-витрины в непосредственной близости к стойке администратора, выполняющего функции продавца, либо, если есть такая возможность, вообще вынести торговлю в отдельное небольшое помещение, например в холл. Отведение части площади парикмахерской под торговую точку необходимо закрепить документально: приказом руководителя компании, прописать в договоре аренды и т.д. Это позволит исчислять ЕНВД по торговле исходя из площади, действительно используемой для этих целей. Возможно, налоговики с этим не согласятся, но в любом случае у компании будет больше шансов отстоять правомерность своей позиции хотя бы и в суде.