Ответственность за нарушение правил продажи алкогольной продукции

консультации | печать
В ходе налоговой проверки в комплекте документов на реализуемую продукцию организация представила сертификаты соответствия на алкоголь, заверенные поставщиком. Но инспекторы указали, что они должны быть обязательно заверены держателем подлинника или нотариусом, и составили протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.6 КоАП РФ. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Если поставщик и держатель подлинника сертификата не одно и то же лицо, то в данном случае организация нарушила требования законодательства. Ответственность за это предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Вместе с тем действия налогового органа неправомерны, поскольку привлечение к ответственности за данное правонарушение находится не в его компетенции.

Ответственность по названной статье наступает за нарушение требований Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171 - ФЗ) и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (далее — Правила).

В список документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции входят:

  • товарно-транспортная накладная;
  • копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
  • копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ.

Хотя сертификат в нем не указан, согласно п. 3 ст. 11 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция должна сопровождаться информацией на русском языке, в том числе и о сертификации.

Розничная продажа алкогольной продукции без этой информации, а также без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии запрещается (п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ).

Из пункта 138 Правил следует, что при розничной продаже алкогольной продукции информация о ней должна содержать в том числе сведения, указанные в п. 11 и 12 Правил (раздел I «Общие положения»).

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (п. 11 Правил).

Согласно п. 12 Правил продавец должен доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров преду­смотренным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

  • сертификатом или декларацией о соответствии;
  • копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
  • товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом).

Толкование п. 3 ст. 11, п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в совокупности с п. 11 и 12 Правил позволяет сделать вывод, что продавец алкогольной продукции обязан иметь в месте продажи либо оригинал сертификата соответствия на эту продукцию, либо его копию. Копию заверяет держатель подлинника сертификата, нотариус или орган по сертификации.

Представление проверяющим органам копии сертификата, заверенной поставщиком (который не является одновременно держателем), считается нарушением правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Следовательно, привлечение к ответственности за это нарушение по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ правомерно.

Отметим, что среди судебных актов есть решения как в пользу такой позиции (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2008 по делу № А66-850/2008), так и против (в частности, постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2007, 17.05.2007 № Ф03-А04/07-2/1579). Суды, не разделяющие данную позицию, отмечают, что наличие у продавца документов, предусмотренных ст. 10.2 Закона № 171-ФЗ, исключает привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В то же время по действующему законодательству налоговые органы не имеют права составлять протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Поясним.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протокол по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в силу ч. 1 ст. 23.50 и ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ также органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. До 31 декабря 2009 г. к последним относились и налоговые органы (в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Однако постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 154 налоговики были лишены этих полномочий.

Протокол, составленный должностным лицом неуполномоченного органа в нарушение требований

КоАП РФ, не имеет юридической силы и не является доказательством при вынесении решения по делу.