Две ипостаси одного лица

| консультации | печать
Общество с ограниченной ответственностью состоит из одного учредителя. На него в решении о создании общества возложены функции генерального директора. Надо ли заключать в данном случае трудовой договор, если у обеих сторон в качестве работодателя и работника выступает одно и то же лицо? Возможен ли такой договор в принципе?
О. Ленькина



Прежде всего обсудим, какими сторонами правоотношений будет выступать одно и то же лицо.

В пункте 1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) установлено, что высшим органом общества является общее собрание участников ООО. При этом в ст. 39 Закона об ООО предусмотрено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, принимаются единственным участником ООО единолично и оформляются письменно.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона об ООО генеральный директор — единоличный исполнительный орган общества, избрание которого в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 33 данного правового акта входит в компетенцию общего собрания участников общества.

Из этого следует, что физическое лицо — единственный участник (учредитель) общества, принимая решение об образовании единоличного исполнительного органа ООО (избрании генерального директора), выступает в качестве высшего органа общества. При принятии такого решения возникает правоотношение, сторонами которого являются разные органы общества — высший орган и единоличный исполнительный орган. Поэтому в ситуации, когда единственный участник и генеральный директор одно и то же физическое лицо, с юридической точки зрения нельзя говорить о полной идентичности сторон. В данном случае указанное лицо одновременно выступает в двух различных субъектных категориях.

В статье 20 ТК РФ определено, что сторонами трудовых правоотношений считаются работник и работодатель. При этом работником признается физическое лицо, а работодателем — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившие в трудовые отношения друг с другом.

Рассмотрим обсуждаемую ситуацию с учетом приведенных норм Трудового кодекса РФ. В качестве работодателя выступает юридическое лицо — общество с ограниченной ответственностью, а в качестве работника — генеральный директор этого общества. Как видим, в аспекте трудового права вообще отсутствует признак идентичности сторон. То обстоятельство, что единственный учредитель ООО и генеральный директор общества одно и то же физическое лицо, не имеет правового значения. Важно, что одной из сторон трудовых отношений является юридическое лицо, а другой — физическое.

Рассматриваемые вопросы были затронуты в Определении ВАС РФ от 05.06.2009 № ВАС-6362/09. Предметом судебного разбирательства стала такая ситуация.

Единственный учредитель ООО — женщина, являющаяся одновременно его руководителем. В ходе камеральной проверки отделение ФСС России приняло решение о непринятии к зачету расходов, связанных с выплатой директору ООО пособия по беременности и родам и едино­временного пособия беременным женщинам, вставшим на соответствующий учет. По мнению чиновников, физическое лицо, являясь руководителем общества и его единственным учредителем, в силу ст. 273 ТК РФ не выполняет работу на условиях трудового договора. Следовательно, оно не является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию.

Суд первой инстанции, не согласившись с выводами чиновников, обязал отделение ФСС России принять указанные расходы ООО к зачету. Кассационная инстанция одоб­рила судебный акт. Коллегия судей ВАС РФ, соглашаясь с нижестоящими судами, отметила, в частности, следующее.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 16.10.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по такому страхованию возникают по всем его видам с момента заключения с работником трудового договора. Из статьи 273 ТК РФ следует, что положения главы 43 данного Кодекса об особенностях регулирования труда руководителей организаций распространяются на них независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением случаев, когда руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. Однако приведенное положение не означает, что на указанных лиц не распространяется действие Трудового кодекса РФ. Иное нарушало бы их трудовые права. Так, в ст. 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения, возникающие в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора. В силу ст. 39 Закона об ООО назначение на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества. Следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Такой работник, состоящий с ООО в трудовых отношениях, имеет право на обязательное социальное страхование. Необходимо также учитывать, что в данном случае общество уплачивало в ФСС России необходимые взносы.

Подведем итог. С учетом изложенной позиции Высшего арбитражного суда РФ можно сделать вывод, что в обсуждаемой ситуации нет необходимости составлять трудовой договор в виде отдельного документа. Трудовые отношения юридического лица с руководителем устанавливаются при принятии единственным учредителем (участником) решения об избрании генерального директора. Причем в таком решении лучше отразить условия, которые должны содержаться в трудовом договоре согласно ст. 57 ТК РФ, например оклад.

После констатации ненужности в рассматриваемой ситуации трудового договора нецелесообразно обсуждать возможность его составления. Отметим лишь, что если помимо решения об избрании руководителя составлен и трудовой договор, то данное обстоятельство не может повлечь за собой какие-либо отрицательные последствия.