Карусели должны быть порушены

| статьи | печать

Для работы по агрострахованию выдано 220 лицензий, но реально на этом рынке действует только 104 компании. Теперь Росстрахнадзор усиливает борьбу за очищение рынка от псевдостраховых схем.

После сегментов «жизни» и перестрахования пришел черед агрострахования. По словам заместителя главы Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Людмилы Сенькиной, сказанным на прошлой неделе во время московской конференции «Агрострахование-2010. Большие надежды», регулятор планирует радикальные изменения в законодательной базе по этому виду страхования, нацеленные на борьбу с карусельным мошенничеством.

ФССН совместно с Росфинмониторингом и правоохранительными органами уже подготовила методологическое пособие «Типология карусельного мошенничества в страховании с господдержкой», основанное на анализе работы агростраховщиков, применявших схемы. Позиции двух ведущих страховщиков на рынке агрострахования — «Царицы» и «Агрострахование-Сибирь» — могут пошатнуться уже в самое ближайшее время.

На прошлой неделе «Прайм-ТАСС» со ссылкой на свой источник в ФССН России сообщило о приостановке лицензии у первой из упомянутых компаний — «Царицы». В самой компании происходящее называют результатом нечестной конкуренции. Дело в том, что на рынок агрострахования, становящийся все более привлекательным год от года, по мере увеличения размеров финансовой поддержки со стороны государства давно пытаются пробиться крупные федеральные страховые компании. Однако им это не удается, как считают их представители, из-за сговора между сельхозпроизводителями-страхователями и региональными агростраховщиками. По словам Л. Сенькиной, документы между страхователями и страховщиками зачастую оформлены так невнятно, что сразу становится ясно, что речь идет не столько о страховании, сколько о каких-то иных договоренностях. Страховщик и производитель просто «пилят» госсредства, надеясь на то, что страховой случай никогда не наступит. Де-факто подписанные между ними страховые договоры являются фиктивными. Если же страховой случай все-таки произойдет, у средних региональных страховщиков просто не хватит активов расплатиться по долгам. А ведь рынок агрострахования именно тот сегмент, которому свойственны катастрофические убытки.

Законопроект об агростраховании, который должен быть внесен в Госдуму в мае — июне, будет основан на идее обязательного агрострахования. Пока он находится в стадии разработки. Главным остается вопрос о распределении госсредств и осуществлении дальнейшего надзора за их использованием. По действующему законодательству государство покрывает не менее 50% расходов производителей на агрострахование (согласно утвержденному списку производимых агрокультур). В 2009 г. бюджет, выделенный на это, составил 2,5 млрд руб. Однако к 2012 г., как сообщила заместитель главы Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, ведомство намерено поднять госсубсидии в этом секторе до 12 млрд руб. Но прежде министерство хочет убедиться, что деньги будут использованы по назначению.

Вариантов законопроекта несколько. Одни разработчики предлагают перечислять субсидии не потенциальным страхователям, а страховщикам в специально созданный гарантийный фонд, которым будет распоряжаться новый профильный страховой союз, поскольку прежние два (Национальный союз агростраховщиков и Ассоциация агропромышленных страховщиков) себя дискредитировали. Эта идея не нравится Минфину и Минсельхозу, поскольку, как заявили «ЭЖ» представители этих ведомств, задачей государственного субсидирования является поддержка производителей, а не страховых компаний. Тем не менее создание нового союза, объединяющего и заменяющего прежние два, может быть полезным, поскольку сделает рынок более прозрачным и разрушит старые коррупционные связи.

По различным расчетам, процент схем на рынке агрострахования колебался в прошедшие годы от 50 до 80%. Л. Сенькина заверила собравшихся на конференции агростраховщиков, что и до, и после принятия нового закона об агрострахованиии регулятор намерен самым тщательным образом контролировать исполнение договоров аграрного страхования с господдержкой. Если для этого понадобятся выездные проверки, будут выездные проверки, раз уж по представляемым страховщиками документам не всегда удается понять, как реально обстоят дела. В случае если какие-то договоры сочтут фиктивными, регулятор по уже апробированному сценарию будет судиться со страховыми компаниями. Опыт выигранных дел у ФССН имеется. Если такие дела станут массовым явлением, заниматься схемами в сегменте агрострахования станет себе дороже.