Лесной комплекс — важный экологический и экономический актив страны. Государство наращивает финансирование отрасли, внедряет цифровые инструменты и ставит амбициозные цели по сохранению и восстановлению лесов. Однако эффективность мер, направленных на развитие глубокой переработки древесины внутри страны, вызывает вопросы. Проверка Счетной палаты выявила системные провалы в реализации приоритетных инвестпроектов — основного механизма господдержки лесопереработки.
Глава Рослесхоза Иван Советников отчитался перед премьер-министром Михаилом Мишустиным об итогах работы ведомства за 2025 г. Открывая совещание, глава правительства подчеркнул стратегическое значение лесов для экологического благополучия России, 68% территории которой покрыто лесами.
Пожарный сезон и цифровой прорыв
И. Советников начал свой доклад с самой острой темы — лесопожарному сезону 2025 г. Он охарактеризовал его как непростой, прежде всего из-за сложных погодно-климатических условий. Несмотря на это, Рослесхозу удалось удержать площадь возгораний в рамках лимита, установленного указом президента. Если предельный показатель составлял 4,7 млн га, то фактическая площадь пожаров достигла 4,3 млн га. Эта цифра, как отметил глава ведомства, практически в два раза меньше средних многолетних значений, что говорит о положительной динамике.
Вторым масштабным блоком доклада стала цифровизация лесного хозяйства. И. Советников назвал 2025 г. переломным: с 1 января Государственный лесной реестр (ГЛР) переведен на полностью централизованное ведение в электронном виде на базе Рослесхоза. Инструментом для этого стала Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК). Эта система стала основой для оказания всех госуслуг в отрасли и обеспечения сквозной прослеживаемости движения древесины от заготовки до переработки.
Согласно оперативным данным за год через ФГИС ЛК было оказано более миллиона государственных услуг, одна из самых востребованных — выписка из ГЛР — полностью автоматизирована и выдается без участия человека. Через систему было проведено более 6,5 млн электронных сопроводительных документов (ЭСД) на 240 млн кубических метров древесины, что в среднем составляет около 20 тыс. ЭСД в день. Кроме того, в режиме реального времени с помощью датчиков ГЛОНАСС отслеживаются маршруты 82 тыс. лесовозов, что позволяет бороться с незаконными рубками.
И. Советников признал, что запуск ФГИС ЛК стал серьезным испытанием для отрасли, привыкшей за десятилетия к бумажному документообороту. Три года ушло на подготовку с регионами и лесопользователями. При этом он отметил, что внедрение системы — лишь первый шаг, и впереди огромная работа по ее доработке, упрощению для пользователей и корректировке накопленных данных.
Отдельно И. Советников затронул тему внедрения новых технологий, таких как беспилотные летательные аппараты и искусственный интеллект. Беспилотники уже активно применяются для мониторинга и тушения пожаров, а ИИ начинает использоваться в задачах лесоустройства. По мнению главы ведомства, внедрение этих технологий не только повысит эффективность, но и создаст новые высокооплачиваемые рабочие места в лесных регионах. Совместно с Минприроды уже начата работа по адаптации нормативной базы для широкого использования БПЛА.
Проект «Сохранение лесов»: финансы и приоритеты
Третьим ключевым направлением доклада стала реализация федерального проекта «Сохранение лесов», который в 2025 г. вступил в новую фазу и будет действовать до 2030 г. Как напомнил М. Мишустин, улучшение состояния лесов — приоритетная задача, за которой пристально следит президент. На проект до 2030 г. заложено около 70 млрд руб., что на две трети больше, чем за предыдущие пять лет. Цель — не просто компенсировать выбытие лесов из-за рубок, пожаров и болезней, но и обеспечить их избыточное восстановление.
Значительный рост финансирования проекта И. Советников связал с увеличением доходности самой отрасли. Если в 2020 г. доходы федерального бюджета от аренды лесных участков составляли 41 млрд руб., то в 2025 г. они превысили 58 млрд, а к 2028 г., должны достигнуть 81 млрд руб. Таким образом, доходы бюджета от лесного хозяйства практически удвоятся за восемь лет.
В фокусе доклада Рослесхоза — совершенствование госуправления, охраны лесов и рост фискальной эффективности. Однако за рамками этого отчета остается ключевой вопрос промышленной политики: насколько успешно реализация мер поддержки способствует развитию глубокой переработки внутри страны? Ответ на него содержится в материалах Счетной палаты, которая оценила результативность основного инструмента такой политики — приоритетных инвестпроектов.
Почему инвестпроекты не работают
По результатам контрольных мероприятий ведомство пришло к выводу, что приоритетные инвестиционные проекты (ПИП) реализуются недостаточно эффективно и не стимулируют развитие лесного комплекса страны. Аудиторы оценили результаты этой меры господдержки на примере четырех регионов с наибольшим количеством ПИП и объемом предоставленного в аренду для их реализации лесного ресурса — Архангельской, Вологодской и Иркутской областей и Красноярского края.
Напомним, что приоритетные инвестпроекты как мера господдержки лесной отрасли реализуются с 2008 г. В рамках данного механизма предприятиям лесопромышленного комплекса на льготных условиях предоставляются в аренду лесные участки для заготовки древесины. При этом организации обязаны создать или модернизировать лесоперерабатывающую (лесную) инфраструктуру, вложив в нее установленный объем инвестиций.
По данным Счетной палаты, в целом с начала реализации данной меры поддержки в перечень ПИП было включено 285 проектов в 41 субъекте РФ. Проверка показала, что треть проектов впоследствии была исключена из перечня по причине невыполнения инвесторами заявленных обязательств по созданию или модернизации производственных мощностей.
Всего по состоянию на 1 января 2025 г. завершено 140 инвестпроектов, при этом по 69% из них не достигнуты установленные показатели по объему и видам выпускаемой продукции. Более того, в ходе проверки установлено, что после завершения ПИП государство утрачивает контроль за выполнением инвесторами обязательств по переработке лесного ресурса. При этом предприятия продолжают пользоваться лесом, предоставленным им в льготном порядке сроком на 49 лет.
«Полученные результаты говорят о том, что приоритетные инвестпроекты не стали результативной мерой господдержки лесного комплекса. Несмотря на льготы, предприятия не обеспечивают эффективное использование предоставленных им лесных ресурсов: не осваивают расчетную лесосеку и не осуществляют переработку древесины в запланированных объемах», — поделился выводами ревизоров аудитор Сергей Мамедов. При этом он отметил, что более половины заготовленной древесины реализуется в необработанном виде, а процент освоения лесных ресурсов, выделенных под ПИП, с 2015 г. не превышает 60%. При этом недополученные доходы государства в результате предоставления льготы по арендной плате составили почти 26 млрд руб.
По мнению Счетной палаты, одной из причин недостаточной эффективности механизма ПИП является несовершенство целеполагания и нормативного регулирования этой сферы. В частности, не определены цели и целевые показатели, характеризующие эффекты от реализации ПИП. Решения о предоставлении лесов в аренду принимаются при отсутствии перспективного планирования развития территорий и направлений лесного сектора, а также без оценки внутреннего и внешнего спроса на производимую продукцию.
Еще одна причина — на федеральном уровне отсутствуют единые значения целевых показателей критериев для включения в перечень ПИП. В результате регионы применяют разные подходы к оценке проектов, а также к утверждению проектов, не являющихся, по сути, приоритетными.
Помимо системных проблем и недостатков, аудит также выявил многочисленные нарушения, допущенные федеральными и региональными органами власти при реализации инвестпроектов. Среди них: необоснованное включение проектов в перечень приоритетных, продление и завершение проектов без достаточных оснований, неприменение мер ответственности к инвесторам за невыполнение обязательств по договорам аренды, некорректное начисление арендной платы и другие.
В целом по итогам проверки Счетная палата пришла к выводу, что для повышения результативности ПИП и более эффективного использования лесных ресурсов, предоставляемых для их реализации, необходимо пересмотреть критерии оценки ПИП, применяемые на стадии отбора, установить количественные и качественные параметры (показатели) их реализации, а также порядок и основания изъятия лесных ресурсов в случае их неиспользования или использования в целях, не предусмотренных ПИП. Соответствующие предложения Счетная палата направила главе государства.
Вместе с тем для улучшения механизма приоритетных инвестпроектов Правительству РФ рекомендовано установить понятие «глубокой переработки древесины», учитывающее степень (уровень) переработки, а также проработать вопрос о создании комиссии из представителей федеральных и региональных органов власти для принятия решения о включении проектов в перечень приоритетных.
Подводя итоги года в лесном комплексе, можно отметить прогресс в охране и управлении фондом. Однако сохраняется проблема неэффективного освоения ресурсов. Как следует из отчета Счетной палаты, без пересмотра подходов к поддержке инвестиций выполнение задач по развитию глубокой переработки остается под вопросом.
