
Подводя итоги 2025 г., Владимир Путин провел итоговое заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. В фокусе обсуждения оказались не только предварительные результаты работы 19 национальных проектов, но и глубокий анализ «узких мест», требующих системной перестройки. Несмотря на достижение большей части из 121 контрольного показателя, основные дебаты развернулись вокруг шести ключевых задач на 2026 г. Как отметили участники заседания, эпоха простых решений закончилась — впереди этап сложной, точечной настройки всех инструментов развития.
Открывая заседание, президент констатировал, что национальные проекты, подкрепленные сформированной нормативной базой, цифровым мониторингом и финансированием в 6 трлн руб., в целом стартовали успешно. Было отмечено выполнение планов по переселению граждан из аварийного жилья (более 77 тыс. человек в текущем году), рост агропромышленного производства и доли креативных индустрий, прогресс в отечественных технологиях для ТЭК и атомной отрасли, а также развитие экономики замкнутого цикла.
Особый акцент был сделан на системе обратной связи: цифровой мониторинг опирается на оценки граждан, бизнеса и профессиональных сообществ, а социологические опросы проводятся ежеквартально. Именно они показывают рост удовлетворенности в таких сферах, как состояние дорог, внутренний туризм, качество образования и электронные госуслуги. В уходящем году 42% жителей городов отметили улучшение городской среды, что на 5% больше, чем годом ранее. Однако, как подчеркнул В. Путин, люди пока не чувствуют значимых изменений в ЖКХ и создании безбарьерной среды, что потребовало поручения ускорить разработку комплексной программы развития опорных населенных пунктов.
Председатель правительства Михаил Мишустин, детализируя отчет, привел конкретные цифры: за год было создано около 400 новых объектов первичного звена здравоохранения, отремонтировано более 1 тыс. зданий, введено свыше 100 млн кв. метров жилья, построено и реконструировано около 400 км федеральных трасс.
В рамках проекта «Профессионалитет» участвует уже 1,5 тыс. колледжей, создано более 130 кластеров с 2,5 тыс. предприятий. Он также отметил, что, несмотря на внешнее давление, прирост ВВП за три последних года приблизится к 10%, а инфляция к концу 2025 г. ожидается около 6%.
Демографический вызов: поиск новых мер
Пожалуй, наиболее тревожной темой обсуждения стала демография. Владимир Путин прямо заявил, что уже принятых мер, включая новый нацпроект «Семья», стратегию и корпоративный демографический стандарт (позволяющий работодателям выплачивать до 1 млн руб. без налогов при рождении ребенка), — «видимо, недостаточно». Негативная тенденция к снижению рождаемости сохраняется, чему способствуют как общемировые тренды, так и демографические волны прошлого века.
При этом был отмечен парадокс: социологический показатель готовности завести детей в целом по стране улучшился, сильнее всего — в новых субъектах и ряде республик. Было дано поручение не только тиражировать лучшие региональные практики (на 1 ноября 2025 г. 18 регионов были на уровне или выше плановых значений по рождаемости), но и кардинально пересмотреть систему поддержки. Ключевыми идеями стали: усиление мер с рождением каждого следующего ребенка и разработка концепции «ответственного отцовства», чтобы мужчины активнее участвовали в семейных заботах и воспитании. Первой системной задачей на 2026 г. было названо формирование комплексных решений для перелома демографического тренда, которые планируется обсудить на Совете уже в июне 2026 г.
Михаил Мишустин добавил, что поддержка семей остается приоритетом: единое пособие назначено почти 9 млн человек, средствами маткапитала распорядились более 1,5 млн семей, а льготная ипотека помогла 430 тыс. семей. Однако, как показал в своем аналитическом докладе Михаил Кузнецов (Общероссийский народный фронт), существуют «узкие места»: реальная скидка на авиабилеты для детей оказалась 15—35% вместо заявленных 50%, отсутствует льготный тариф на такси для многодетных, а стоимость специализированных автокресел для детей-инвалидов достигает 400 тыс. руб. Также он указал на проблемы с продленкой в школах и сложности при продаже жилья, купленного с использованием маткапитала.
Структурные преобразования: от замедления к «фронтальной работе»
Экономический блок обсуждения начался с констатации, что этап ожидаемого замедления роста ВВП (около 1% по итогам года) при снижении инфляции пройден. Созданы условия для наращивания динамики, при этом инфляция на будущий год, по прогнозу ЦБ, должна уложиться в 4—5%. Центральным документом здесь стал «План структурных изменений в экономике до 2030 г.», представленный вице-премьером Александром Новаком. Его цель — создать современные рабочие места в высокотехнологичных отраслях и сместить структуру ВВП. План предусматривает увеличение доли обрабатывающих производств, ИТ и туризма на 2 п.п. каждый и одновременное снижение удельного веса нефтегазового комплекса на 3,6 п.п. А. Новак подробно остановился на семи направлениях плана: занятость, потребление, инвестиционный климат, технологическое развитие, внешняя торговля, «обеление» экономики и оборонная безопасность. Непосредственный старт реализации этого плана был определен как вторая системная задача на 2026 г. с целью выхода на темпы роста не ниже мировых.
Третьей задачей стало изменение структуры внешней торговли в сторону экспорта сложной продукции (объем промэкспорта за девять месяцев вырос на 18%, локомотивами стали машиностроение, химия и металлургия) и импорта высоких технологий. Для этого, как отметил М. Мишустин, развивается логистика: мощность морских портов увеличена на 25,5 млн т за счет новых терминалов.
Технологический суверенитет: необходимость перехода от «сборки проектов» к прорыву
Несмотря на запуск восьми нацпроектов технологического лидерства и подготовку девятого — «Биоэкономика», их темпы были признаны неудовлетворительными. Владимир Путин указал, что поручение о комплексной оценке технологического суверенитета в приоритетных отраслях до сих пор не завершено, а отраслевые центры компетенций на базе ключевых министерств (Минсельхоз, Минцифры, Минэнерго) так и не созданы.
Было заявлено, что пора переходить от «сборки и упаковки проектов к фронтальной работе». Ключевой целью должно стать не импортозамещение, а создание оригинальных, глобально конкурентоспособных решений. Михаил Мишустин привел примеры прогресса: выпуск 18 жизненно важных препаратов, производство свыше 700 медицинских изделий, развитие станкостроения и промышленной робототехники (объем реализации — 6,5 млрд и 400 млн руб. соответственно). Игорь Шувалов, говоря о роли институтов развития, отметил, что прорывных проектов в портфеле пока мало, и основная задача — создание новых возможностей для глобального рынка, а не обратный инжиниринг.
Производительность труда и «обеление» экономики
Низкие темпы роста производительности труда (в среднем 0,7% в год за 2021—2024 гг.) стали отдельной больной темой. В таких отраслях, как торговля (–1,1%), ЖКХ (–0,2%) и транспорт (–0,1%), динамика и вовсе отрицательная. В качестве пятой системной задачи было поставлено активное вовлечение в программы повышения производительности компаний из этих отраслей, а также распространение лучших практик на всю социальную сферу — но не за счет нагрузки на сотрудников, а через сокращение бюрократии.
Четвертой системной задачей стало «обеление» экономики — развитие прозрачной среды. А. Новак описал соответствующий план, включающий борьбу с незаконным оборотом товаров (введение системы СПОТ для контроля импорта из ЕАЭС), нелегальной занятостью, оборотом наличных и цифровых валют. Ожидается, что это даст дополнительно до 1 трлн руб. в бюджеты ежегодно с 2027 г. Владимир Путин обратил особое внимание на сроки: многие законодательные меры запланированы на конец 2026 г., тогда как повышение НДС требует немедленного действия, чтобы бизнес не ушел «в тень».
Регионы, институты развития и итоговая фокусировка
Мэр Москвы Сергей Собянин, обобщая предложения регионов, озвучил ряд инициатив: введение института квалифицированного подрядчика для госзакупок, ускорение сроков технологического присоединения, пересмотр устаревших строительных норм по энергомощностям и синхронизацию нацпроектов со Стратегией пространственного развития. Он также подчеркнул критическую важность подготовки кадров через СПО и развития транспортной мобильности.
Игорь Шувалов доложил о работе по интеграции институтов развития в реализацию нацпроектов, исключении дублирования и подготовке сквозных KPI. Он отметил, что для обслуживания совокупного портфеля в 30 трлн руб. необходим капитал, и часть его (177 млрд руб.) уже получена из ФНБ.
Подводя итоги, В. Путин призвал избегать формализма и сконцентрироваться на приоритетах, отметив, что социальные вопросы можно решать только на базе экономических успехов. Он поручил подготовить детальный и реалистичный перечень поручений как план совместной работы на 2026 г., сфокусированный на шести обозначенных системных задачах. Таким образом, Совет обозначил четкий переход от этапа запуска нацпроектов к фазе их глубокой, системной корректировки, где на первый план выходят качество жизни, технологическая оригинальность и эффективность, а не просто отчетные показатели.
