В преддверии Нового года многие компании украшают офисы, проводят корпоративы, дарят подарки и выплачивают праздничные премии. Однако не все эти расходы можно учесть при расчете налога на прибыль, а некоторые из них могут повлечь дополнительные налоговые обязательства. В материале разбираемся, как правильно оформлять новогодние траты, чтобы избежать споров с налоговой.
Украшение здания и витрин
К новогодним праздникам многие здания и витрины, а также помещения для посетителей специально украшают. И часто это вызвано не просто желанием компаний, а требованием региональных и местных властей.
Например, в Москве предприятия потребительского рынка и услуг, а также учреждения и предприятия, подведомственные городским структурам, должны обеспечить готовность праздничного оформления к Новому году 1 декабря (п. 1.2 постановления Правительства Москвы от 11.09.2007 № 801-ПП «Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий»). При этом за нарушение установленных Правительством Москвы требований к размещению, внешнему виду и содержанию объектов праздничного и тематического оформления установлена административная ответственность: для должностных лиц — предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц — штраф от 10 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 8.6 КоАП г. Москвы).
По этой статье, например, была оштрафована коммерческая компания (ООО) за отсутствие праздничного (новогоднего) оформления витрины магазина. И суд признал штраф обоснованным (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 № 09АП-14614/2013-АК по делу № А40-10199/2013).
Компании, для которых украшение является обязательным
В целях налогообложения прибыли можно учесть только те расходы, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Для организаций, которые в силу требований регионального и местного законодательства обязаны украшать здания и витрины к празднику, затраты на украшения являются экономически обоснованными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Ведь если компания не произведет эти затраты, она понесет экономические потери (в виде штрафных или иных санкций). Соответственно, такие организации могут учесть затраты на украшение зданий и витрин в расходах по налогу на прибыль.
Минфин России и суды это подтверждают.
Так, в письме от 15.03.2018 № 03-03-06/1/16035 министерство указало, что затраты, несение которых обусловлено необходимостью исполнения требований законодательства, могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли организаций. А ФАС Московского округа в постановлении от 25.11.2009 № КА-А40/12070-09 по делу № А40-25182/08-129-71 признал необоснованными претензии налоговиков к торговой компании, которая учла затраты на праздничное оформление витрин и торгового зала в расходах по налогу на прибыль.
Инспекция посчитала расходы по праздничному оформлению территории торгового комплекса к новогоднему и рождественскому праздникам экономически необоснованными и не связанными с производственной деятельностью компании. По ее мнению, спорные расходы не поименованы в ст. 253 и 264 НК РФ и не являются рекламными.
Но суд указал, что праздничное украшение витрин и торгового зала способствовало привлечению покупателей и активизации спроса и направлено на увеличение дохода, что подтверждается данными бухгалтерского учета. Суд не принял довод налогового органа о нецелесообразности расходов в связи с «сезонным» характером увеличения продаж, поскольку сезонность не исключает разумность соответствующих затрат. Применение маркетинговых методов, включая оформление внешнего вида и интерьера торгового центра, оформление и украшение витрин и прилегающей территории может повысить темпы роста спроса в «сезонный» период. Суд также не принял довод инспекции о том, что спорные расходы не являются рекламными. Отнесение к рекламным расходам затрат на оформление витрин и залов прямо закреплено п. 4 ст. 264 НК РФ. Кроме того, этот факт не имеет никакого значения, так как эти расходы вне зависимости от их квалификации могут быть учтены и на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Суд также учел письмо Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства города о необходимости принятия мер для новогоднего оформления торгового комплекса к Новому году и письмо районной администрации, которые, по мнению суда, подтверждают обоснованность спорных расходов.
Еще один пример — постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 № А33-10956/06-Ф02-725/07 по делу № А33-10956/06. В этом споре компания, занимающаяся розничной торговлей одеждой, купила елочные украшения для оформления торгового зала и учла их в расходах по налогу на прибыль. Налоговики исключили их из расходов, полагая, что данные затраты не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Суд поддержал компанию. Он указал, что затраты на приобретение елочных украшений для оформления торгового зала в канун новогодних праздников вызваны необходимостью принятия продавцами мер для привлечения покупателей, следовательно, эти затраты были направлены на получение дохода.
Прочие компании
Компаниям, которые не обязаны в силу требований регионального и местного законодательства украшать здания и помещения для посетителей к празднику, учесть такие затраты в расходах будет гораздо труднее.
Так, ФАС Поволжского округа от 01.10.2009 в постановлении по делу № А55-1113/2009 рассмотрел ситуацию, когда банк перед новогодними праздниками украсил холлы и витрины гирляндами и букетами цветов. Затраты на украшение он учел в рекламных расходах, обосновывая это тем, что праздничное украшение позволило существенно повысить привлечение денежных средств населения во вклады. Налоговики посчитали, что украшение холлов и витрин банка цветами и гирляндами не несет какой-либо рекламной информации для клиента, поэтому расходами на рекламу не является. Суд согласился с налоговиками. Банк не привел ни одного доказательства, что цветы и гирлянды, затраты на приобретение которых он включил в расходы на рекламу, несли какие-либо сведения (сообщения, данные), в связи с чем отсутствуют основания классифицировать данные расходы как рекламные.
Из приведенного судебного решения следует, что, если компания хочет учесть затраты на новогоднее украшение здания и помещений для посетителей в расходах по налогу на прибыль, она должна доказать, что понесенные затраты непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, например, что новогоднее украшение здания и помещений для посетителей привело к увеличению объема продаж, и иметь этому документальное подтверждение. Во избежание споров о квалификации расходов как рекламных, затраты на новогоднее украшение здания и помещений лучше учитывать по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией.
Но нужно учитывать, что включение в состав расходов затрат на новогоднее украшение здания и помещений, если это не предусмотрено региональным или местным законодательством, наверняка вызовет претензии со стороны налоговиков и свою правоту придется отстаивать в суде. И далеко не факт, что он встанет на вашу сторону.
«Входной» НДС
«Входной» НДС принимается к вычету в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, облагаемых НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Таковыми является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Соответственно, если затраты на украшение здания и витрин включаются в «прибыльные» расходы и здание задействовано в операциях, облагаемых НДС, то «входной» НДС по таким затратам принимается к вычету.
Если же затраты на украшение здания и витрин в «прибыльные» расходы не включаются, это означает, что такие затраты никак не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, соответственно, с облагаемыми НДС операциями. Следовательно, «входной» НДС по таким затратам к вычету не принимается и в расходах не учитывается.
Украшение офиса для сотрудников
Затраты на новогоднее украшение офиса, в котором размещаются только сотрудники компании, учесть в расходах нельзя, поскольку такие затраты никак не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.12.2010 по делу № А70-6645/2009 отказал университету в признании расходов на приобретение новогодних елок, елочных украшений, карнавальных костюмов, цветов, пиротехники, новогоднего оформления корпусов университета. Суд указал, что спорные расходы не направлены на получение дохода, экономически не эффективны, не относятся к рекламной деятельности образовательного учреждения, и, следовательно, не обоснованны.
Так как затраты на украшение офиса в расходах не учитываются, «входной» НДС по ним к вычету не принимается.
Украшение помещения для переговоров
Елка, новогодние гирлянды и игрушки могут приобретаться для украшения помещения, в котором проходят переговоры с контрагентами.
В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, есть представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос о возможности учета затрат на новогоднее украшение помещения для переговоров в качестве представительских расходов.
Чиновники категорически против такого учета. Они считают, что перечень представительских расходов, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит (письмо ФНС России от 18.04.2007 № 04-1-02/306@). И поскольку в нем затраты на оформление помещения для переговоров не указаны, то они не могут быть учтены как представительские расходы для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).
В то же время есть судебное решение с противоположной точкой зрения — постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/10128-10 по делу № А40-136245/09-114-1045. В нем суд рассмотрел ситуацию, когда компания отнесла к представительским расходам затраты на приобретение букетов живых цветов и цветочных композиций для проведения официальных приемов. Налоговики исключили эти затраты из расходов. Но суд указал, что перечень представительских расходов не является закрытым. Единственное ограничение, предусмотренное для учета таких затрат ст. 264 НК РФ, состоит в том, что они не должны превышать 4% от расходов организации на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Указанный лимит компанией не превышен, к документам, обосновывающим произведенные расходы, у инспекции претензий не имеется. Поэтому у налогового органа отсутствовали основания для исключения спорных расходов из налоговой базы и доначисления налога.
На наш взгляд, включение затрат на новогоднее украшение помещения для переговоров в состав представительских расходов наверняка приведет к претензиям со стороны налоговиков, а значит, и к возможному судебному разбирательству. При этом не факт, что суд встанет на сторону компании.
Если компания все же хочет учесть затраты на новогоднее украшение помещения для переговоров в расходах по налогу на прибыль, ей лучше учитывать их как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Но для этого нужно привести аргументированные и документально подтвержденные доказательства, что они способствовали увеличению количества заключенных договоров. Однако сделать это, на наш взгляд, довольно проблематично.
Новогодний корпоратив
Затраты на проведение новогоднего корпоратива для сотрудников никак не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Кроме того, согласно п. 29 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. Таким образом, затраты на корпоратив учесть в расходах по налогу на прибыль нельзя.
При проведении корпоратива персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником (участником корпоративного мероприятия), как правило, не представляется возможным. В связи с этим у участников корпоратива дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает (письмо Минфина России от 03.08.2018 № 03-04-06/55047). И поскольку расходы организации на проведение корпоративных мероприятий по случаю праздников не являются адресными выплатами в пользу конкретных работников, сумма оплаты организацией данных мероприятий не признается объектом обложения страховыми взносами (письмо Минтруда России от 24.05.2013 № 14-1-1061).
При проведении корпоратива объекта обложения НДС не возникает. Минфин России в письме от 13.12.2012 № 03-07-07/133 разъяснил, что в случае приобретения организацией услуг по организации и проведению корпоративных мероприятий, персонификация участников которых не осуществляется, объекта налогообложения НДС и права на вычет налога, предъявленного по данным услугам, не возникает.
Новогодние подарки
Многие компании дарят новогодние подарки своим контрагентам, а также сотрудникам компании и их детям.
Налог на прибыль
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Учитывая эти положения, Минфин России в письме от 18.09.2017 № 03-03-06/1/59819 разъяснил, что дарение подарков является безвозмездной передачей имущества и затраты на их приобретение не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, стоимость новогодних подарков контрагентам, сотрудникам и их детям в расходах по налогу на прибыль не учитывается на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.
В отношении подарков контрагентам отметим, что затраты на них нельзя рассматривать как рекламные. Ведь реклама — это информация, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»), а круг контрагентов является определенным. Попытка учесть их как представительские расходы тоже, скорее всего, не увенчается успехом. Так, в письме от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136 Минфин России разъяснил, что расходы на приобретение сувениров не могут быть учтены в составе представительских расходов, поскольку они не названы в п. 2 ст. 264 НК РФ. Шанс учесть подарки контрагентам в качестве представительских расходов есть только в ситуации, когда подарки вручаются в рамках официального приема контрагентам, участвующим в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10 по делу № А40-55061/10-99-250).
НДС
Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе для целей НДС признается реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, на стоимость новогодних подарков контрагентам, сотрудникам и их детям нужно начислить НДС. А «входной» НДС по подаркам можно принять к вычету.
НДФЛ и страховые взносы
При получении подарка у физического лица возникает доход в натуральной форме. Он определяется как стоимость подарка с учетом НДС (п. 1 ст. 211 НК РФ). При этом от обложения НДФЛ освобождается стоимость подарков, не превышающая за налоговый период (год) 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Таким образом, если стоимость подарков, врученная физическому лицу (контрагенту, работнику) с учетом стоимости новогоднего подарка, не превышает 4000 руб., новогодний подарок НДФЛ не облагается. Если же превышает, то сумма превышения облагается НДФЛ.
Стоимость новогодних подарков контрагентам страховыми взносами не облагается, поскольку вручение подарков происходит по договору дарения, а не в рамках трудовых отношений или договора на выполнение работ, услуг.
Что касается подарков работникам и их детям, то они тоже передаются по договору дарения и на основании п. 4 ст. 420 НК РФ страховыми взносами не облагаются (письмо Минфина России от 31.10.2022 № 03-04-06/105519).
Премия к Новому году
Премия к Новому году как доход в денежной форме подлежит обложению НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
По поводу обложения страховыми взносами премии к празднику ситуация спорная. Минфин России считает, что, поскольку премии к празднику выплачиваются в рамках трудовых отношений и не названы в ст. 422 НК РФ, они подлежат обложению страховыми взносами (письмо от 15.02.2021 № 03-15-06/10032). Но суды эту позицию не разделяют. Они считают, что, если премия к празднику является поощрением, не связанным с результатами работы, носит социально-поощрительный характер и не является стимулирующей выплатой за труд, облагать страховыми взносами ее не нужно (например, постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2023 № Ф07-127/2023 по делу № А13-5448/2022).
Премию к Новому году, не связанную с результатами работы сотрудников, учесть в расходах по налогу на прибыль не получится. В письме от 09.01.2023 № 03-03-06/3/121 разъяснили, что расходы в виде выплат в связи с праздничными датами не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников и не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Обратите внимание: если новогодняя премия выплачивается не всем сотрудникам, ее размер зависит от должности и стажа работы в компании, то такая премия может быть расценена как стимулирующая выплата, входящая в заработную плату. В этом случае ее можно учесть в расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ). И тогда на сумму премии нужно будет начислить страховые взносы.

