Опрос ПАО «РосДорБанк» показал, что итоги 2025 г. для среднего бизнеса в дорожной отрасли выявили значительную зависимость от географии и состояния госзаказа. Где одни компании планируют рекордную прибыль, другие сталкиваются с трудностями. О ключевых выводах исследования рассказывает Юлия Евдокимова, вице-президент ПАО «РосДорБанк».
Исследование охватило 15 средних дорожно-строительных предприятий из Центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Результаты выявили существенные территориальные различия в отрасли, где судьба компаний все меньше зависит от их эффективности и все больше — от экономических условий в конкретном регионе и доступа к госзаказу.
Финансовые прогнозы руководителей рисуют картину крайней неоднородности. Если одни компании уверенно выходят на рентабельность выше 20—24%, то другие, выполнив госзаказы, сталкиваются с риском приостановки деятельности из-за задержек в платежах. Это не просто разные бизнес-модели — это две разные экономические реальности в пределах одной страны.
Две скорости развития в дорожном строительстве
Отрасль сегодня демонстрирует разные темпы развития, и граница между ними проходит не по качеству работы или менеджмента, а во многом по принципу территориальной принадлежности и доступа к стабильным источникам финансирования.
К первой группе можно отнести компании из регионов с активным развитием инфраструктуры — Владивостока, Калининграда, Севастополя, Ленинградской области, Краснодарского края. Здесь царит осторожный, но уверенный оптимизм.
«Год хороший. Видим внимание к отрасли. Стали получать от мэрии нормальные контракты. Рассчитываем по итогам года выйти на 22—24% прибыли. А контракты у нас на два-три года. Поэтому есть уверенность в будущем», — делится планами представитель компании из Владивостока.
В Калининградской области ситуация схожая: «Год выдался хорошим, спасибо государству. Мы можем рассчитывать по итогам года на 18% рентабельности. Работаем с частниками и мэрией. Платят хорошо».
Особого внимания заслуживает позитивная динамика в Хабаровском крае: «По итогам года хотим выйти на 16—19%. Все хорошо, платежи регулярно пошли, с прошлым годом не сравнить, контроль жесткий. Стараемся брать небольшие проекты, если год не переходим, оплата приходит нормально».
Парадокс в том, что и у этих успешных компаний хватает системных проблем. Главные из них — кадровый голод и нехватка техники. «Людей учим, готовых специалистов мало», — констатирует владивостокский респондент.
В Ленинградской области ситуация дошла до критической точки: «Год хороший, заказов много, нет техники и людей. Спасает Дагестан и осетины, но пока их научишь... Рентабельность проекта закладываем 30—32%, потому что по факту будет 20—25%».
Вторая группа — это предприятия из ряда областей Центральной России. Компании из Тульской, Орловской, Пензенской и Нижегородской областей сталкиваются с серьезными вызовами. Их главная проблема — хронические неплатежи по уже выполненным госконтрактам.
«Госконтракты сильно просели, основные объемы концентрируются в столицах и новых регионах… От мэрии есть небольшие подряды, скромные, но платят исправно. А крупный госконтракт завис с прошлого года — с него ничего не приходит», — сообщает представитель тульской компании.
В Орловской области два госконтракта висят с апреля без движения: «Спасает ямочный ремонт, по нему деньги приходят сразу. А так два госконтракта висят с апреля без движения. Работа сдана, люди денег ждут, мы звоним, нам говорят ждите. Поэтому, если Дед Мороз в декабре принесет хоть часть оплаты, выйдем в 0».
Самый пессимистичный прогноз — у нижегородских дорожников: «Нет денег, не платит область, а госы висят с весны. Люди нормальные уходят. Техника стоит. Работают только по федеральным трассам, там платят, но туда не пролезть».
Системные проблемы отрасли: кредиты, техника и кадры
Помимо региональной дифференциации, отрасль столкнулась с рядом системных вызовов, которые тормозят развитие даже успешных компаний и усугубляют положение тех, кто столкнулся с платежными задержками.
Практически из каждого региона звучат жалобы на высокие процентные ставки по кредитам и сложности в работе с банками. «Банки кредиты задирают. Приходится в Москву ездить», — сетует представитель Ханты-Мансийского АО.
В Калининградской области отмечают, что «банки пока — это проблема: сервис хромает, много времени уходит объяснять, процент пока не снижают». При этом в Краснодарском крае констатируют: «Были бы кредиты поменьше, год был бы прекрасным. Все хорошо, работаем по долгосрочным контрактам. Платежи идут с небольшой задержкой, но по сравнению с другими у нас все отлично».
Особенно остро проблема кредитной нагрузки ощущается в регионах с неплатежами. Как отмечает представитель Пензенской области: «Год непростой. Проблем было много: работников нормальных найти, договориться с банком, материал купить, с лизингом договориться, а тут еще и контракты с государством встали».
В условиях санкций и разрыва логистических цепочек обострилась проблема обеспечения техникой и материалами. В Магадане жалуются: «Федерального финансирования нет. Мэрия платит регулярно, но объемы небольшие. Есть проблема аренды нормальной техники. Китайское здесь ломается на раз. А остальное под санкциями, поэтому берем старое и по высоким ценам. Из-за этого и прибыль проседает».
В Хабаровском крае столкнулись с некачественными материалами: «Технику берем в лизинг, договорились с китайскими компаниями, там в схеме есть нюансы, но все решаемо. Проблема бывает с материалами, битум, гравий гонят не по стандартам, надо все проверять. А так жить можно».
В Севастополе техники не хватает настолько, что компании арендуют ее друг у друга: «Мало большой техники, арендуем друг у друга, графики составляем. А работы непочатый край: лет на 10 вперед можем договориться. Но не все здесь хотят работать. Вот зарплаты и повышаем».
Эта проблема универсальна для всей отрасли, но в разных регионах имеет свои особенности. В Бердянске констатируют: «Проблем много, — людей нет, техники нет, толковых прорабов нет. Некому работать. Денег полно, только осваивай. Платежи идут тютелька в тютельку. Не хотят люди ехать. Боятся. Работают только мигранты. По итогам года могли выйти на 30—32% рентабельности, но из-за этих проблем будет только 23—24%».
В Свердловской области отмечают комплексный характер проблем: «Год средний. Не особо плохой. Платежи встали с июня. Погода не баловала, то дождь, то снег до лета. Сейчас мэрия платит хорошо, по госконтрактам все стоит».
Несмотря на системные сложности, бизнес демонстрирует выдающуюся гибкость, находя различные пути адаптации к новым реалиям.
Многие компании, обжегшись на госконтрактах, пересматривают свою клиентскую политику. Как отмечают в Свердловской области: «На следующий год будем только с мэрией работать». Эта тенденция наблюдается в разных регионах — компании предпочитают работать с местными администрациями, где платежи более предсказуемы, даже если объемы работ меньше.
Другие, как в Хабаровске, переориентируются на небольшие проекты: «Стараемся брать небольшие проекты, если год не переходим, оплата приходит нормально». Это позволяет снизить риски и поддерживать стабильный денежный поток.
Активное использование лизинга становится вынужденной мерой. В Хабаровском крае отмечают: «Технику берем в лизинг, договорились с китайскими компаниями, там в схеме есть нюансы, но все решаемо». Компании ищут альтернативы традиционным западным поставщикам, осваивая работу с китайскими производителями.
На этом фоне особенно интересен опыт компаний, сумевших найти свою нишу. Например, в Орловской области «спасает ямочный ремонт, по нему деньги приходят сразу». Это показывает, что в условиях кризиса крупных проектов, мелкие и срочные работы могут стать спасательным кругом.
Взгляд в будущее: перспективы и риски
Проведенный опрос позволяет не только оценить текущую ситуацию, но и спрогнозировать развитие отрасли на ближайшее будущее. В регионах с хроническими неплатежами вероятна дальнейшая консолидация рынка — более сильные компании будут поглощать ослабленных конкурентов. Как отмечает представитель Нижегородской области: «Закрывать лавочку и распускать людей». Этот тренд может привести к сокращению числа игроков на отдельных региональных рынках.
Существующий разрыв между «регионами роста» и «регионами, сталкивающимися с системными сложностями», вероятно, будет усиливаться. Одни компании имеют возможность инвестировать в развитие, в то время как другие доказывают свою устойчивость, оттачивая операционное мастерство и находя новые точки роста в существующих реалиях.
Опрос наглядно демонстрирует, что отрасль развивается разноскоростно. Условия для бизнеса серьезно различаются в зависимости от региона.
Финансовые результаты компании сегодня во многом определяются ее местом на карте и доступом к стабильным источникам финансирования. Это создает серьезные риски для обеспечения единого экономического пространства страны и развития транспортной инфраструктуры.
Для исправления ситуации необходимы скоординированные действия на государственном уровне, включая совершенствование механизмов финансирования для всех регионов, борьбу с неплатежами по госконтрактам и разработку целевых программ поддержки именно среднего бизнеса в отрасли.
Как показывает исследование, там, где созданы стабильные условия (Дальний Восток, Калининград, Севастополь), компании демонстрируют уверенный рост даже в условиях санкционного давления и кадрового дефицита. Этот позитивный опыт может быть распространен и на другие регионы при наличии соответствующих мер отраслевой политики.
