«Нулевой» НДС для экспедитора: решающую роль играют пункт назначения и запись в международной накладной

| статьи | печать

Минфин России в письме от 01.10.2025 № 03-07-08/94958 разъяснил критерии применения льготной ставки НДС 0% для экспедиторов, участвующих в международных перевозках.

Специалисты Минфина России рассмотрели следующую ситуацию. Индивидуальный предприниматель выступал в роли экспедитора по договору транспортной экспедиции и оказывал два вида услуг для международной перевозки:

  • автомобильная перевозка контейнеров с товаром по России (от склада заказчика до железнодорожной станции);

  • терминальное обслуживание на собственном контейнерном терминале (погрузо-разгрузочные операции с контейнерами, подача/уборка вагонов, оформление перевозочных документов, навешивание ЗПУ).

ИП указан перевозчиком в транспортных накладных при доставке груза на терминал, участвуя в организации международной перевозки и отправке груза. Однако в железнодорожной накладной международного сообщения (СМГС) он не указан ни грузоотправителем, ни перевозчиком. Контейнеры, по которым ИП оказывает услуги, поименованы в транспортных документах по международной перевозке и в транспортных накладных по автоперевозке (как части международной перевозки). Предприниматель спросил у министерства, может ли он применять по услугам, связанным с международной перевозкой, «нулевую» ставку НДС?

Минфин России ответил, что не может и объяснил почему.

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ «нулевая» ставка НДС применяется при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ. При этом в абз. 6—8 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ названы условия, при одновременном выполнении которых права на применение «нулевой» ставки нет, а именно:

  • перевозка осуществляется только между пунктами, находящимися на территории РФ;

  • исполнитель не указан в международных транспортных или товаросопроводительных документах в качестве одного из перевозчиков.

В рассматриваемой ситуации эти два «заградительных» условия выполняются:

  • автоперевозка и терминальная обработка осуществлялись исключительно на территории России (от склада до ж/д станции);

  • бизнесмен был указан как перевозчик только во внутренней автомобильной накладной, но не был указан в международных железнодорожных документах (СМГС) в качестве перевозчика.

Именно это стало решающим фактором для вывода Минфина России о том, что в отношении транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки контейнеров по территории РФ и их обслуживания на контейнерном терминале применяется ставка НДС 20%.

Таким образом, предприниматель оказал чисто внутренние российские услуги, которые лишь предваряют международную перевозку, но не являются ее неотъемлемой частью в юридическом смысле, требуемом НК РФ. Чтобы его услуги облагались по «нулевой» ставке НДС, необходимо, чтобы конечный пункт его части перевозочного маршрута находился за пределами РФ.

Отметим, что «заградительные» условия (абз. 6—8 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) были введены в НК РФ Федеральным законом от 22.04.2024 № 92-ФЗ для урегулирования вопроса с налогообложением экспедиторских услуг с российскими этапами перевозки в рамках международных перевозок, который вызывал множество споров.