Фактически до принятия постановления КС РФ от 25.09.2025 № 31-П владельцы привилегированных акций не были обеспечены должными мерами защиты в случае нарушения очередности выплаты дивидендов. Владельцы привилегированных акций, чьи права нарушены в связи с несоблюдением порядка выплаты дивидендов, сохраняют за собой право на судебную защиту, однако инициирование судебного разбирательства не гарантирует полного восстановления нарушенных прав даже при признании недействительным решения о выплате дивидендов, а сама по себе недействительность решения общего собрания акционеров не является достаточным основанием для понуждения АО к выплате дивидендов по привилегированным акциям.
При этом само по себе непринятие решения о выплате дивидендов по всем категориям акций (в том числе по привилегированным) не является основанием для взыскания с общества неосновательного обогащения в размере невыплаченных дивидендов. Такая позиция следует из постановления КС РФ и из более ранних выводов нижестоящих судов (например, дело № А63-11633/2022).
Помимо классической судебной защиты для владельцев привилегированных акций с фиксированным дивидендом предусмотрен косвенный способ защиты — предоставление права голоса на ОСА по всем вопросам его компетенции, которые следуют за заседанием, на котором не было принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям.
Такой механизм является попыткой обеспечить интересы владельцев привилегированных акций, но на практике является малоэффективным, поскольку его реализация сталкивается с рядом проблем: невозможность созыва общего собрания акционеров, если владельцы привилегированных акций в совокупном размере имеют менее 10% голосующих акций; невозможность миноритариев оказать влияние на принимаемые решения в связи с незначительным размером голосов, в том числе выдвигать кандидатов в совет директоров, если количество голосующих акций составляет менее 2%.
Как верно отметил КС РФ, наделение привилегированных акционеров правом голоса объективно не позволяет им преодолеть консолидированную позицию держателей обыкновенных акций, поскольку в отношениях, связанных с принятием управленческих решений, держатели привилегированных акций заранее находятся в значительно более уязвимом положении.
Законопроект предусматривает внесение изменений в ст. 43 Закона об АО, а именно включение двух ключевых положений:
1) обществом не должно исполняться решение о выплате дивидендов, принятое с нарушением прав владельцев привилегированных акций;
2) если такое решение все же будет исполнено, то владельцы привилегированных акций вправе взыскать с общества невыплаченные дивиденды путем подачи в арбитражный суд искового заявления о взыскании неосновательного обогащения в сумме, равной невыплаченным дивидендам.
Важно отметить, что КС РФ определено, что аналогичные правила действуют в отношении АО и до момента принятия поправок к Закону об АО. Следовательно, законопроект направлен на совершенствование механизма судебной защиты прав и законных интересов владельцев привилегированных акций, оставляя объем внесудебной защиты прежним.
Полагаю, что постановление КС РФ и принятие поправок к Закону об АО дадут новый виток развития судебной практики, сделают более защищенными интересы владельцев привилегированных акций и сократят попытки владельцев обыкновенных акций получить экономическую выгоду в нарушение законодательных запретов.