Спад в российском секторе услуг углубился, но занятость парадоксально растет

| статьи | печать

Сентябрь принес тревожные новости для российской экономики, о чем свидетельствуют данные индекса деловой активности PMI от S&P Global. Сектор услуг, ключевой компонент частного сектора, вновь столкнулся со спадом, прервав кратковременную стабилицию августа. На этом фоне проявились и противоречивые тенденции: компании наращивали штаты, демонстрируя уверенность в будущем, но при этом столкнулись с самым резким падением спроса с конца 2022 г. и растущим ценовым давлением.

Согласно последнему опросу S&P Global, сектор услуг России вернулся к спаду в сентябре, поскольку деловая активность снижалась в третий раз за последние четыре месяца. Сезонно скорректированный индекс деловой активности (S&P Global Russia Services PMI Business Activity Index) в сентябре составил 47,0, что ниже уровня 50,0, зарегистрированного в августе, и указывает на повторное сокращение выпуска по мере завершения III квартала. По сообщениям респондентов, на уровни активности негативно повлияли вялый спрос со стороны клиентов и очередное месячное снижение новых заказов. Более того, темп сокращения деловой активности стал самым быстрым с декабря 2022 г.

Спрос падает рекордными темпами

Падение объема выпуска было напрямую связано с третьим подряд месячным снижением новых заказов в сентябре. Темп сокращения не только сохранился, но и ускорился, став самым быстрым с последнего месяца 2022 г. Компании часто отмечали, что снижение было вызвано уменьшением числа клиентов и их снижающейся покупательной способностью. Это позволяет сделать вывод о значительном ослаблении потребительского спроса, которое легло в основу кризисных явлений в секторе.

Динамика предпринимательской уверенности в смежных отраслях

Ситуация в секторе услуг не является изолированной. Данные Росстата по индексу предпринимательской уверенности показывают, что негативные тенденции наблюдались и в других секторах экономики в III квартале 2025 г.

Обрабатывающая промышленность. Индекс уверенности в обрабатывающем секторе в сентябре снизился на 1,0 п.п., составив –1,6%. Это снижение было обусловлено сокращением как положительных оценок текущего спроса, так и перспектив выпуска продукции.

Добывающие отрасли. Еще более значительное падение произошло в добывающих отраслях, где индекс уверенности снизился на 1,2 п.п., до –3,5%. На эту отрицательную динамику повлияли все составляющие индикатора: ухудшились оценки и перспектив выпуска, и текущего спроса, и запасов готовой продукции.

Эта общая картина ослабления делового оптимизма в ключевых секторах указывает на наличие системных проблем, с которыми столкнулась российская экономика по завершении III квартала.

Парадоксальный рост занятости и сокращение незавершенных работ

Хотя спад в объеме новых продаж сохранялся, российские поставщики услуг продолжили нанимать дополнительных работников в сентябре. Темпы создания рабочих мест в целом были устойчивыми и ускорились до самых высоких с января 2024 г. Некоторые компании отметили, что увеличение численности персонала было связано с усилиями по выполнению незавершенных заказов. Однако по итогам III квартала российские компании сферы услуг впервые за 11 месяцев зафиксировали сокращение объема незавершенной работы. Сокращение в целом было значительным и самым резким с декабря 2022 г., что указывает на истощение портфеля заказов.

Ценовое давление: рост затрат и сдержанность в ценообразовании

В ценовом аспекте более высокие затраты на поставщиков, заработную плату и коммунальные услуги увеличили операционные расходы российских поставщиков услуг в сентябре. Темпы роста входных цен были самыми высокими за пять месяцев, хотя и менее выраженными, чем в среднем по ряду данных. Несмотря на более быстрое увеличение бремени затрат, выходные цены в конце III квартала росли более медленными темпами. Компании сектора услуг заявили, что, хотя они и стремились переложить возросшие затраты на клиентов за счет повышения цен, они также принимали во внимание конкуренцию и усилия по стимулированию продаж.

Осторожный оптимизм в условиях неопределенности

Несмотря на сложную операционную среду, российские поставщики услуг сохраняли оптимизм в отношении годовых перспектив выпуска в сентябре. Степень уверенности выросла по сравнению с августом, но осталась ниже среднего тренда за весь период наблюдений. Сообщается, что оптимизм был связан с надеждами на большую стабильность экономических условий и увеличение числа клиентов.

Общая картина частного сектора

Сводный индекс PMI для России от S&P Global в сентябре составил 46,6 п., снизившись с 49,1 п. в августе и указав на самый быстрый спад деловой активности в частном секторе за почти три года. Более резкое сокращение объемов производства в обрабатывающей промышленности совпало с возобновившимся спадом выпуска в сфере услуг. Более сильное сокращение новых заказов как у производителей, так и у поставщиков услуг привело к самому быстрому падению объема новых продаж в частном секторе с мая 2022 г. в сентябре. Несмотря на возобновившееся снижение занятости в обрабатывающей промышленности, активное создание рабочих мест в сервисных компаниях привело к тому, что общая численность рабочей силы росла самыми быстрыми темпами с августа 2024 г. В то же время в сентябре объем невыполненных работ сокращался третий месяц подряд на фоне повсеместного снижения незавершенного бизнеса. Что касается цен, затраты на ресурсы и отпускные цены росли более быстрыми темпами в сентябре. Более быстрое увеличение затрат наблюдалось как в обрабатывающей промышленности, так и в сфере услуг. Тем временем деловая уверенность в частном секторе улучшилась по сравнению с августом на фоне повсеместного роста оптимизма.

Сравнение с международными трендами

Помещение российских показателей в глобальный контекст позволяет оценить, насколько локальные тенденции соответствуют общемировым. Данные за сентябрь 2025 г. показывают разнонаправленную динамику в разных странах.

  • США. Рост частного сектора оставался устойчивым, хотя и несколько замедлился. Предварительный Composite PMI в сентябре составил 53,6 п., указывая на продолжающееся расширение деловой активности. При этом компании столкнулись со значительным ростом затрат, что связано с тарифной политикой.

  • Еврозона. Экономика региона демонстрировала осторожный оптимизм. Композитный PMI вырос до 51,2 п., достигнув самого высокого уровня за 16 месяцев. Рост был обеспечен преимущественно сектором услуг, который компенсировал спад в производстве.

Это сравнение подчеркивает, что, в то время как крупнейшие мировые экономики продолжали расти, хотя и с разной скоростью, российский частный сектор в сентябре демонстрировал ярко выраженную отрицательную динамику.

 

Ключевые показатели России, США и еврозоны по состоянию на сентябрь 2025 г.

Регион

Композитный PMI

Динамика

Ключевые факторы

Россия

46,6

Самый резкий спад с октября 2022 г.

Сжатие спроса, снижение покупательной способности

США

53,6

Замедление роста при сохранении расширения

Рост затрат из-за тарифов, устойчивый спрос

Еврозона

51,2

Наибыстрейшее расширение за 16 месяцев

Рост в секторе услуг компенсировал спад в производстве

Источник: S&P Global