Налоговики больше не требуют вычленять из отпускных и иных выплат работникам Крайнего Севера, рассчитываемых исходя из среднего заработка, часть, относящуюся к районным коэффициентам и надбавкам, и облагать эту часть НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 1.2 ст. 224 НК РФ (письмо ФНС России от 19.06.2025 № БС-4-11/5967@).
В чем проблема
С этого года зарплата, входящая в основную налоговую базу, облагается НДФЛ по новой пятиступенчатой прогрессивной шкале, согласно которой по ставке 13% облагаются доходы, не превышающие 2,4 млн руб. (подп. 9 п. 2.1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). А в отношении выплат в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате применяется ставка НДФЛ, установленная п. 1.2 ст. 224 НК РФ (13% с дохода, не превышающего 5 млн руб. и 15% с суммы превышения 5 млн руб.). Это предусмотрено п. 6.2 ст. 210 НК РФ. Таким образом, при обложении НДФЛ зарплаты, выплаченной с учетом районных коэффициентов и надбавок, бухгалтерам нужно выделять из нее районные коэффициенты и надбавки, и формировать по ним отдельную налоговую базу, облагаемую НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 1.2 ст. 224 НК РФ.
Но помимо зарплаты работникам производятся выплаты, рассчитываемые исходя из среднего заработка (например, отпускные). При расчете среднего заработка учитываются в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате). В связи с этим возник вопрос: нужно ли из выплат, рассчитываемых исходя из среднего заработка, вычленять часть, относящуюся к районным коэффициентам и надбавкам, и облагать эту часть НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 1.2 ст. 224 НК РФ, или вся сумма таких выплат облагается НДФЛ по общей прогрессивной шкале, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ?
Старая позиция налоговиков
ФНС России в письме от 28.01.2025 № БС-4-11/739@ разъяснила, что часть выплаты (например, оплата отпуска), рассчитанная исходя из средней заработной платы, относящейся к установленным в соответствии с законодательством РФ суммам районных коэффициентов и надбавок, выплачиваемых в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, относится к налоговой базе, указанной в п. 6.2 ст. 210 НК РФ, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1.2 ст. 224 НК РФ. Управлениям ФНС России по субъектам РФ было поручено довести эти разъяснения до нижестоящих налоговых органов.
Таким образом, бухгалтерам пришлось из выплат, рассчитываемых исходя из среднего заработка (отпускных, среднего заработка, сохраняемого за работником во время его командировки и других) вычленять часть, относящуюся к районным коэффициентам и надбавкам, и облагать эту часть НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 1.2 ст. 224 НК РФ.
Окончательный вердикт чиновников
Позиция, высказанная в письме ФНС России от 28.01.2025 № БС-4-11/739@, существенно усложняла работу бухгалтеров и, возможно, вызывала сомнения у самих налоговиков. Поэтому они обратились в Минфин России, чтобы финансовое ведомство высказало свою позицию. Финансисты направили запрос в Минтруд России о возможности/невозможности отнесения среднего заработка, рассчитанного в соответствии с ТК РФ, к заработной плате (оплате труда работника).
Минтруд России в письме от 21.05.2025 № 14-5/10/В-8650 разъяснил, что средний заработок, рассчитываемый для всех случаев, предусмотренных ТК РФ, не относится к заработной плате в определении ст. 129 ТК РФ. Как правило, средний заработок выплачивается работнику при предоставлении гарантий и компенсаций. При этом ряд выплат по среднему заработку прямо поименован как оплата труда (оплата труда при неисполнении трудовых обязанностей по вине работодателя (ст. 155 ТК РФ), оплата труда при освоении новых производств (ст. 158 ТК РФ)). Специалисты трудового ведомства также отметили, что суммы расходов на выплаты по среднему заработку относятся к расходам работодателя на оплату труда в полном размере.
Учитывая вышеприведенные разъяснения трудового ведомства, Минфин России в письме от 10.04.2025 № 03-04-07/36075 указал, что районные коэффициенты и процентные надбавки не начисляются на средний заработок. И если выплачиваемый гарантированный средний заработок не относится к заработной плате (оплате труда работника) и к такой выплате не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, то к таким доходам положения п. 6.2 ст. 210 НК РФ не применяются.
Эту позицию финансисты еще раз подтвердили в письме от 17.06.2025 № 03-04-07/58993.
Комментируемым письмом ФНС России направила вышеприведенные письма Минфина России нижестоящим налоговым органам для использования в работе и указала, что письмо ФНС России от 28.01.2025 № БС-4-11/739@ не подлежит применению.
Таким образом, из выплат работникам Крайнего Севера, рассчитываемых исходя из среднего заработка и не относящихся к заработной плате (отпускные, средний заработок, сохраняемый за время командировки и иные гарантии и компенсации), не нужно вычленять часть, относящуюся к районным коэффициентам и надбавкам, и облагать эту часть НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 1.2 ст. 224 НК РФ. Вся сумма таких выплат облагается НДФЛ по пятиступенчатой прогрессивной шкале и включается в основную налоговую базу.
Что делать компаниям
В связи с изменением позиции налоговиков возник вопрос: нужно ли компаниям, которые руководствовались письмом ФНС России от 28.01.2025 № БС-4-11/739@, проводить пересчет налоговых баз по НДФЛ с начала года и представлять уточненный расчет?
Ответ на него ФНС России дала в письме от 26.06.2025 № БС-4-11/6142@. Налоговики указали, что согласно п. 6 ст. 81 НК РФ при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. В связи с этим налоговым агентам необходимо произвести перерасчет соответствующих налоговых баз по НДФЛ, а также на основании п. 6 ст. 81 НК РФ представить в налоговый орган уточненный расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), за I квартал 2025 г.
Налоговики также отметили, что пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогового агента в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц налоговым органом в пределах его компетенции (п. 8 ст. 75 НК РФ). И выполнение налоговым агентом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц налоговым органом в пределах его компетенции, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Таким образом, ни пени, ни штрафных санкций в связи с пересчетом налоговых баз по НДФЛ и представлением уточненного расчета по форме 6-НДФЛ не будет.