Федеральный закон от 29.11.2024 № 416-ФЗ внес в НК РФ изменения, регулирующие учет расходов на рекламу в сети Интернет. Эти новшества вступили в силу с 1 января 2025 г. Они установили условия, при которых запрещено учитывать расходы на рекламу в сети Интернет. Помимо этого, законодатели приняли Федеральный закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ, который ужесточил требования рекламного законодательства. С 1 сентября 2025 г. вступит в силу запрет на распространение рекламы на «запрещенных» площадках в сети Интернет. В статье рассмотрены эти изменения, а также даны практические рекомендации по минимизации налоговых и юридических рисков.
Обновленный порядок учета расходов на рекламу в Интернете
По новым правилам Налоговый кодекс РФ запрещает учитывать расходы на рекламу в сети Интернет, если при ее размещении было допущено хотя бы одно из следующих нарушений (новая редакция п. 44 ст. 270 НК РФ):
-
информация о рекламе не была представлена в Роскомнадзор, то есть реклама не была промаркирована;
-
реклама размещена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ;
-
реклама размещена на информационном ресурсе иностранного лица, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 № 236-ФЗ (далее — ФЗ № 236-ФЗ) и иными нормативными актами РФ.
Статья 5 ФЗ № 236-ФЗ устанавливает условия осуществления деятельности иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ, включающие в себя исполнение иностранным лицом трех обязанностей:
-
разместить на информационном (-ых) ресурсе (-ах) электронную форму обратной связи для обращения граждан и организаций;
-
зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора;
-
создать филиал, открыть представительство или учредить российское юридическое лицо и обеспечить их функционирование.
Минфин России попытался объяснить применение положений п. 44 ст. 270 НК РФ. Он выпустил соответствующие разъяснения, в которых сослался на комментарии Роскомнадзора.
Авторы привели основные тезисы комментариев Минфина России и Роскомнадзора и комментарии экспертов ДРТ с учетом наиболее часто встречающихся вопросов компаний и неопределенности трактовок законодателя.
Маркировка рекламы в зависимости от географического расположения потребителей
По мнению Минфина России и Роскомнадзора, любая реклама, распространяемая в сети Интернет, направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, должна маркироваться, а сведения о ней должны направляться в Роскомнадзор.
Реклама, распространенная в сети Интернет и не направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, не подлежит учету, хранению и обработке Роскомнадзором, следовательно, не может учитываться при определении налоговой базы в соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ.
Эксперты ДРТ полагают, что если реклама не направлена на российскую аудиторию (например, у компании есть филиал в Казахстане и, таким образом, есть потребность в приобретении рекламы в сети Интернет с целью продвижения товаров, работ и услуг именно на казахстанском рынке, что подтверждается, например, соответствующей маркетинговой стратегией, и при этом основная выручка данного филиала формируется от казахстанского рынка), то она не должна маркироваться и не подпадает под действие п. 44 ст. 270 НК РФ.
Проверка исполнения иностранным лицом обязанностей, предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ
По мнению Минфина России и Роскомнадзора, мера понуждения в виде запрета на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица, предусмотренная п. 3 ст. 9 ФЗ № 236-ФЗ, принимаемая Роскомнадзором, не является обязательным условием, свидетельствующим о несоблюдении иностранным лицом требований, запретов и ограничений, предусмотренных данным нормативным актом.
Ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ установлены условия осуществления деятельности иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ, включающие в себя исполнение иностранным лицом трех обязанностей.
Информация об исполнении иностранным лицом предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ обязанностей размещается в общедоступном перечне иностранных лиц на сайте Роскомнадзора.
Иностранное лицо, включенное в перечень иностранных лиц Роскомнадзора, исполнившее обязанности, предусмотренные ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ, считается исполнившим требования, запреты и ограничения, предусмотренные указанным законом.
Таким образом, сведения об исполнении или неисполнении иностранным лицом обязанностей иностранного лица, предусмотренных ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ, могут быть получены рекламодателем самостоятельно и в любое время путем обращения к общедоступному перечню иностранных лиц.
Эксперты ДРТ рекомендуют рекламодателям отслеживать информацию о соблюдении иностранным лицом требований, запретов и ограничений, предусмотренных данным нормативным актом, а также включать соответствующие заверения со стороны исполнителей по договорам об услугах интернет-рекламы.
Учет расходов до принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа к инфоресурсу иностранного лица
По мнению Минфина России, при определении учета расходов на рекламу по длительным договорам подлежат учету расходы на рекламу, понесенные рекламодателем до даты принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа к информационному ресурсу иностранного лица, которым ранее были исполнены обязанности, предусмотренные ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ.
Эксперты ДРТ также отмечают, что для учета расходов, понесенных за периоды до ограничения доступа к ресурсу, важно удостовериться, что в тех периодах иностранное лицо исполняло обязанности, предусмотренные ФЗ № 236-ФЗ, и рекомендуют дополнительно проанализировать риски в случае, если требования ст. 5 ФЗ № 236-ФЗ не выполнялись.
С 1 сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон, вносящий поправки в Федеральные законы «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности». Новый закон запретит распространять рекламу:
-
на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ;
-
на информационных ресурсах общественного, религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральными законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму»,
-
а также на других информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Таким образом, с 1 сентября 2025 г. рекламу на таких площадках, как, например, (Instagram и Facebook)* нельзя будет не только учитывать для целей исчисления налога на прибыль, но и размещать в целом.
За размещение рекламы в них ответственность будет грозить не только рекламораспространителю, но и рекламодателю (штраф для граждан — до 2500 руб., для должностных лиц — до 20 тыс. руб., для юридических лиц — до 500 тыс. руб.).
На что обратить внимание
Соответствие рекламы требованиям отраслевого законодательства
Команда ДРТ рекомендует проверить рекламные публикации, размещаемые в сети Интернет, на предмет соответствия определению рекламы и при наличии такого соответствия — убедиться в соблюдении требований законодательства о рекламе.
Если размещаемая в сети Интернет информация подпадает под законодательное определение рекламы, ее нужно маркировать. Маркировка необходима вне зависимости от типа рекламы (скрытая, контекстная, таргетированная и т.д.) и формата рекламного объявления (видео-, аудио-, текстовое и т.д.).
Проверить соблюдение требований НК РФ и отраслевого законодательства для возможности учета расходов на рекламу в сети Интернет можно следующим образом:
-
наличие маркировки рекламы: факт и правильность предоставления информации в Роскомнадзор подтверждается на сайте Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР);
-
отсутствие запрета ресурса, на котором планируется размещение рекламы: данный факт подтверждается с помощью «Универсального сервиса проверки ограничений» на сайте Роскомнадзора;
-
отсутствие подрядчика в перечне иностранных лиц, не исполняющих требования законодательства Российской Федерации: подтверждается на cайте Роскомнадзора (для проверки исполнения требований в отношении конкретного иностранного лица необходимо кликнуть на интересующее иностранное лицо).
Рекомендуем следить за составом списков Роскомнадзора, так как они могут обновляться (как пополняться, так и убавляться).
С учетом вышеизложенного мы понимаем, что если прямо анализировать указанные выше разъяснения Минфина РФ в совокупности с нормами НК РФ, расходы на рекламу на ресурсах иностранных лиц, не выполнивших требования, предусмотренные 236-ФЗ, могут рассматриваться как не принимаемые для целей налога на прибыль.
В данной связи в случае, если в рамках одного договора оказываются услуги по размещению рекламы на «запрещенных» и «незапрещенных» ресурсах, в целях снижения риска рекомендуем в договорах, актах и других подтверждающих документах четко выделять стоимость каждого вида рекламы в отношении каждого ресурса.
При отсутствии детализации в случае оспаривания расходов на интернет-рекламу, размещенную с нарушением требований законодательства, налоговый орган может оспорить всю сумму расходов по договору.
Комплект подтверждающих документов
Чтобы снизить риск оспаривания расходов на интернет-рекламу в связи с недостаточным документальным подтверждением или отсутствием экономической обоснованности (п. 1 ст. 252 НК РФ), команда ДРТ рекомендует иметь полный комплект подтверждающих документов в отношении размещенной публикации.
Примерный перечень документов, подтверждающих такие расходы:
-
договоры, приложения к ним, дополнительные соглашения на размещение рекламы с рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредниками или агентами;
-
первичные документы — детализированные акты об оказанных услугах, счета-фактуры, УПД;
-
платежные документы — они подтверждают факт оплаты и снижают риск признания налоговыми органами услуг номинальными (ст. 54.1 НК РФ);
-
документы, подтверждающие фактическое оказание услуг, — медиаплан, статистические отчеты рекламной площадки, скриншоты со статистикой рекламного объявления, скриншоты из рекламного кабинета, скриншоты размещенной рекламы, приказ руководителя о проведении рекламной кампании в социальных сетях и назначении ответственного сотрудника и т.д. Обращайте внимание на даты документов (они должны соотноситься с периодом оказания услуг) и объект рекламы (должен соответствовать объекту в договоре);
-
документы, подтверждающие выполнение требований отраслевого законодательства по маркировке рекламы. Если маркировка не видна на скриншоте рекламного объявления, необходимо готовить несколько скриншотов, которые последовательно подтверждали бы путь от размещения рекламного объявления до присвоения ему ERID-кода.
Экономическая обоснованность рекламного размещения
Если реклама размещена в закрытом сообществе (канале, площадке) или по каким-либо причинам не видна части пользователей (например, пользователь обладает подпиской на ресурс, которая исключает показ рекламных объявлений), или реклама направлена на клиентов за пределами РФ, подготовьте документы, подтверждающие экономическую обоснованность размещения рекламы на таком ресурсе, например, отчеты об увеличении продаж рекламируемой продукции или услуги; отчеты, подтверждающие увеличение количества новых пользователей, и т.д.
Договоры с рекламораспространителями и операторами рекламных систем
Команда ДРТ рекомендует пересмотреть договоры с рекламораспространителями и операторами рекламных систем и закрепить в них зоны ответственности в части соблюдения законодательства по маркировке рекламы и рекламному сбору.
Также рекомендуем включить в договор гарантии контрагента по соблюдению им требований законодательства о маркировке, рекламном сборе и неразмещении рекламы на запрещенных ресурсах с 1 сентября 2025 г., а также заверения о возмещении ущерба, который может быть причинен контрагентом в связи с неисполнением им своих обязательств, необеспечением исполнения третьими лицами обязанностей по маркировке рекламы и предоставлению отчетности в ЕРИР либо иными нарушениями требований законодательства о рекламе.
Привлечение агентства
В случае работы с агентством и иными посредниками обратите внимание на перечень функций агента/посредника в договоре, а также на соответствие функций из договора фактически выполняемым. Функции агента не должны обладать признаками номинальности (фиктивности) — это снизит риск оспаривания расходов на привлечение агента в связи с искажением фактов хозяйственной жизни (п. 1 ст. 54.1 НК РФ). Кроме того, актуальны наши комментарии о необходимости гарантий со стороны агента/посредника в части обеспечения соблюдения требований законодательства о рекламе.
Мониторинг законодательства и практики
В отсутствие на текущий момент подробных разъяснений и наличия правоприменительной и судебной практики в части действия запрета на рекламу на определенных ресурсах в сети Интернет, а также возможности учета расходов на рекламу в сети Интернет команда ДРТ рекомендует отслеживать законодательство на предмет вводимых изменений, а также появление практики по вопросам применения новых норм.
* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ.