ИИ в настоящее время становится неотъемлемой частью юридической профессии, предлагая инструменты не только для автоматизации и анализа данных, но и для улучшения клиентского сервиса. Однако важно помнить, что ИИ — это именно помощник, а не замена профессионального юриста. Успешное использование ИИ требует понимания его возможностей и ограничений и осторожного внедрения с учетом всех рисков, описанных выше, а также готовности юриста адаптироваться к новым технологиям и работать в четко выстроенной синергии с ИИ.
Где и как могут юристы использовать ИИ?
- 1. Оптимизация неюридических процессов
Например, ИИ может использоваться для проверки орфографии и пунктуации, перевода документов с одного языка на другой, составления презентаций и отчетов.
С одной стороны, как таковой юридической ценности этот способ использования ИИ не несет, но доступность и полезность этого метода применения ИИ не вызывает вопросов: это один из самых быстрых способов минимизации временных затрат на некоторые не совсем юридические задачи.
- 2. Legal research, анализ и аналитика больших объемов данных
Например, ИИ может отслеживать изменения в законодательстве и автоматически уведомлять юристов о новых нормативных актах или поправках, которые могут быть в сфере их интересов и существенно повлиять на их работу.
Также ИИ может помочь при анализе больших объемов данных, например, при сделках M&A, а также ускорить процессы due diligence.
Наконец, одной из достаточно легко доступных для юриста функций ИИ может быть автоматизированный анализ юридического документа с выделением при помощи ИИ ключевых положений контракта, сроков, финансовых условий, прав и обязанностей сторон, а также рисков. Следует предположить, что в этом случае происходит не только оптимизация и сокращение временных затрат юриста, но и минимизация «человеческого фактора» при рутинной проверке договора.
- 3. Автоматизация рутинных и стандартных процедур
Например, ИИ может обрабатывать и взять на себя техническое заполнение стандартных договоров условиями (наподобие сроков, финансовых условий и т.д.), проверять документы на соответствие шаблонам и политикам, утвержденным в компании, и выявлять ошибки и потенциальные риски, а также генерировать стандартные договоры, исковые заявления, запросы и другие юридические документы на основе шаблонов и введенных данных. Однако в данном случае, юрист должен особенно четко помнить о рисках использования ИИ, и понимать, что подготовленные ИИ результаты следует использовать как первоначальный драфт и базу для дальнейшей самостоятельной доработки.
- 4. Прогнозирование с помощью ИИ
ИИ может спрогнозировать возможные результаты дела на основе открытых данных о нем. Все это позволяет юристам более точно оценивать риски и разрабатывать стратегии ведения судебного процесса в интересах своего доверителя, оценить вероятность успеха в суде или вероятность урегулирования спора в досудебном порядке. Однако к этой задаче стоит подходить с осторожностью: см. риски использования ИИ.
- 5. Оптимизация «клиентского» сервиса
Например, юридические фирмы (как и любой бизнес) могут использовать ИИ чат-боты для ответов на часто задаваемые вопросы клиентов, таких как стоимость услуг, сроки или общие юридические консультации на первых этапах. Конечно, никто не отменяет значение человека с его эмоциональным интеллектом при общении с клиентом, а также «волшебную силу» personal touch, но первоначальное общение с клиентом чат-боты точно могут осуществлять и даже могут ускорить.
Персонализированные рекомендации: ИИ может анализировать данные о клиенте и предлагать персонализированные юридические решения или услуги. Также указанная информация может использоваться юридическими фирмами для быстрого составления индивидуальных коммерческих предложений или презентаций для потенциальных клиентов.
- 6. ИИ-ассистенты
Главная проблема при создании таких ИИ-ассистентов заключается в том, что у каждой юридической фирмы или юридического департамента собственные методики выявления рисков, составления документов и аргументации позиций. Это означает, что по-настоящему эффективный ИИ-помощник должен быть адаптирован под специфику конкретной организации, кастомизирован под ее уникальные рабочие процессы — к сожалению, универсальных решений здесь быть не может или выстроить их очень сложно. Ведь что бы кто ни говорил, юридическая практика не терпит шаблонов: то, что считается нормой в одной фирме, может быть неприемлемо в другой. Поэтому эффективный ИИ-помощник требует индивидуальной настройки «под ключ».
Какие риски несет в себе использование и внедрение ИИ для юриста?
- 1. Юридические ошибки и неточности
На наш взгляд, это самый значительный и сложно поддающийся корректировке риск использования ИИ. ИИ может неверно интерпретировать текст нормы права (например, не учитывать необходимость толкования в совокупности с иными законодательными нормами или положениями договора) или даже использовать нормы права, которые утратили силу, для подтверждения своей позиции.
Кроме того, применение генеративного ИИ сейчас сопряжено с рисками галлюцинаций нейросетей. Несмотря на то, что IT-специалисты уверяют, что по мере развития технологий шанс появлений галлюцинаций будет существенно сокращаться, никто не может гарантировать, что ИИ не придумает несуществующие законы или судебные прецеденты.
- 2. Проблема безопасности данных
Проблема конфиденциальности связана с возможными утечками информации при использовании облачных ИИ-решений, а также с юридическими последствиями обработки персональных данных. Юристы перед использованием ИИ должны обязательно убедиться, что ИИ-инструменты соответствуют требованиям защиты персональных данных и конфиденциальности клиентов.
- 3. Этические проблемы
Кто отвечает за ошибку ИИ: компания, разработчик или юрист, который непосредственно его использовал? Четкого и однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Но юристу всегда следует помнить, что ИИ может предоставлять рекомендации, но окончательное решение всегда должно приниматься самим юристом, который несет ответственность за результат перед своим клиентом.
- 4. Регуляторные риски
Главным из регуляторных рисков является возможное ужесточение законодательных требований в отношении использования нейросетей.
Например, в ЕС регулированию подлежат практически все сферы, в которых может быть задействован ИИ. Регламент об искусственном интеллекте (AI Act) регулирует большинство отношений, связанных с ИИ.
Встречается и подход, предполагающий либо полное отсутствие правового регулирования ИИ, либо наличие рекомендательных разъяснений стратегий развития технологий ИИ.
Правовое регулирование США и Китая предполагает выборочное регулирование отдельных аспектов ИИ, сочетание обязательных норм и рекомендательных положений и постепенное формирование правового поля. Российская Федерация в настоящее время развивает собственную модель регулирования, тяготеющую к умеренному варианту (см., например, Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р).
- 5. Технологические риски
Внедрение ИИ в работу юридических департаментов и фирм сопряжено и с технологическими угрозами, которые могут привести к серьезным операционным и репутационным потерям. Это могут быть как технические неполадки (например, аппаратные или программные сбои), которые могут привести, например, к некорректной обработке документов и задержкам в работе, так и полномасштабные кибератаки, которые влекут за собой уже более тяжелые последствия, например, утечки данных.