Путь к сердцу сотрудника лежит через семью

| статьи | печать
Путь к сердцу сотрудника лежит через семью

Всероссийский центр изучения общественного мнения в авторском обзоре Елены Михайловой, советника генерального директора ВЦИОМ, опубликовал результаты опроса о том, как россияне оценивают участие работодателей в поддержке института семьи. Исследование показало, что от предприятий ждут готовности оказать помощь семье сотрудников, если появятся соответствующие запросы и потребности. Реализация таких программ постепенно становится фактором выбора работодателей, формирования лояльности к бренду компании.

Данные проведенного ВЦИОМ опроса говорят о том, что работодатели реагируют на запрос персонала и постепенно включаются в процесс реализации демографической и семейной политики. На положительные изменения в этом направлении указали 18% респондентов. Для сравнения: более половины (52%) не заметили значимых перемен.

Больше других групп на перемены обратили внимание опрошенные с высоким уровнем дохода (26%) — как правило, они работают в крупных компаниях, которые активно развивают семейную корпоративную политику.

Что касается конкретных направлений поддержки, более половины россиян полагают, что работодатель должен особо выделять категории сотрудников, воспитывающих несовершеннолетних детей, предоставляя им дополнительную поддержку и отдельные преференции (58%). При этом более трети (36%) придерживаются мнения, что условия для всех сотрудников должны быть равны.

58% россиян посетовали на то, что в последние годы сталкивались с неготовностью начальства пойти навстречу при необходимости взять отпуск в конкретные даты или принять участие в важном семейном событии, причем у 28% такого рода проблемы возникают регулярно. Чаще всего в таких ситуациях оказываются работники в возрасте до 35 лет (75%).

Часть персонала не имеет четких представлений о возможных мерах поддержки семей со стороны компаний. Чаще всего так отвечали респонденты в возрасте 18—24 лет, вероятно, потому, что у них зачастую еще нет ни детей, ни опыта длительного взаимодействия с работодателями.

Более того, молодежь считает, что работодатель не должен целенаправленно проявлять интерес к их личной жизни. Среди не достигших 25-летнего возраста такого мнения придерживаются 64% респондентов. Эксперты полагают, что на формирование таких взглядов влияют особенности первичной профессиональной социализации (устойчивые профессиональные связи внутри коллективов в этот период жизни только формируются), а также высокая мобильность молодежи на рынке труда.

Противоположной точки зрения («работодатель должен всегда знать, как живут его сотрудники») чаще придерживаются представители поколения, чья социализация проходила в период коллективных практик — среди достигших 60-летнего рубежа такого мнения придерживается более трети россиян (34%). Полностью же разделить свое личное и рабочее пространство хочет четверть участников опроса, а в группе 25—44-летних доля выступающих против вмешательства работодателя в семейную жизнь составляет 30%.

Позиция «умеренного участия» работодателя ближе гражданам с высшим и незаконченным высшим образованием (57%), а также в социальных средах с меньшей устойчивостью социальных связей (в обеих столицах и городах-миллионниках доли сторонников такой позиции составляют 59 и 62% соответственно).

Если смотреть в целом, далеко не все готовы делиться информацией о своей семейной ситуации: каждый второй россиянин (50%) считает, что работодатель может интересоваться жизнью и семьей сотрудников, только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо участия или поддержки. Однако для работников важно знать, что в сложных жизненных ситуациях они могут рассчитывать на понимание и поддержку со стороны руководства компании.

Усилилась ли поддержка семей сотрудников со стороны работодателей в последние годы, и что можно предложить для активизации такой поддержки?

Комментарий эксперта

Отвечу с точки зрения работодателя. Мы ценим и поддерживаем семейные ценности и создаем условия, в которых наши сотрудники могут уделять свое время и внимание своим близким.

Например, в честь предстоящего Нового года мы организовываем особые новогодние елки, на которых дети могут посмотреть вместе с родителями спектакль, встретить Деда Мороза и Снегурочку, получить сладкий подарок. При этом мы не ограничиваем количество гостей, и при желании можно пригласить семью родственников или друзей. Единственный момент — подать списки нужно заранее. Все это возможно благодаря договоренности с местным театром.

Этим семейные мероприятия в «Инфомаксимум» не ограничиваются. Не так давно мы устраивали «День открытых дверей», когда в один из выходных дети наших сотрудников пришли в гости в офис, посмотрели, где и как работают их родители, получили первые знания о сфере IT (даже самые маленькие) и весело провели время с аниматором.

Часто предлагаем выбраться семьями куда-то вне офиса. Например, на каток или в кино. Мы заранее предупреждаем о грядущем мероприятии, чтобы все смогли выделить несколько свободных часов, бронируем максимально удобное время (обычно в первой половине дня), выбираем фильм, который было бы интересно посмотреть и взрослым, и детям.

Комментарий эксперта

Современные способы мотивации персонала вызывают искреннее восхищение находчивостью HR-специалистов и щедростью владельцев бизнесов.

Увеличение вариантов социальных программ для сотрудников направлено на удержание сотрудников и привлечение новой рабочей силы с рынка труда. Стало нормой предоставлять сотрудникам корпоративный транспорт, полис ДМС, компенсацию связи и питания. Практически во всех компаниях предусмотрена материальная помощь в связи с трагическими и радостными событиями с близкими родственниками и супругами.

Раньше детям дарили новогодние подарки — на этом бонусы заканчивались. Сейчас на смену этому пришли походы на детские спектакли, новогодние представления и мюзиклы. Привлекательные работодатели в пакет мотивации сотрудников включают ДМС для детей, поездки в развивающие тематические туры, развлекательные центры, изучение английского языка, оплату репетиторов и профориентологов.

Для активизации поддержки сотрудников очень важно определить, на решение какой проблемы направлена предлагаемая мера, и систематизировать работу, чтобы это касалось всех, а не предоставлялось избранным.