Искусственный интеллект и «мягкое» право. Новые методы борьбы с картелями

| статьи | печать

Правительство утвердило межведомственную программу мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений. Ее разработчиком является ФАС России. Ведомство рассчитывает, что нарушений в этой сфере станет меньше благодаря помощи технологий и возможности уйти от ответственности при добровольной подаче признаний.

В ФАС напомнили, что межведомственная программа на 2019—2023 гг. была разработана для защиты конкуренции, выявления и пресечения монополистической деятельности российских и иностранных юридических и физических лиц. За пять лет ее выполнения удалось в три раза сократить число подобных нарушений. «Реализация мер, предусмотренных новой программой на 2024—2028 гг., направлена на совершенствование взаимодействия ФАС России, Генеральной Прокуратуры РФ и федеральных органов исполнительной власти в борьбе с картелями», — уточнили в ведомстве.

Особое внимание документ уделяет цифровизации борьбы с картелями, в частности внедрению информационной системы «Антикартель». Программа позволит выявлять признаки нарушений антимонопольного законодательства на основе технологии больших данных и искусственного интеллекта.

Кроме того, одним из целевых показателей программы является реализация норм «мягкого» права, предусматривающая добровольную подачу признаний с целью освобождения от ответственности. «Включение такого пункта в программу направлено на формирование условий, способствующих соблюдению требований антимонопольного законодательства, а также отказу от дальнейшего участия в соглашении», — отметили в ФАС.

Штрафы превысили миллиард

По данным антимонопольного ведомства, на долю картелей на торгах приходится более 90% всех выявляемых службой нарушений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений. Чаще всего факты нарушения встречаются в строительной и дорожной отраслях, ЖКХ, а также при поставках лекарств и социального питания.

В 2023 г. ведомство возбудило 287 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и координации экономической деятельности. В том числе служба приняла 224 решения о нарушении антимонопольного законодательства.

Всего в 2023 г. нарушения антимонопольного законодательства на торгах (картели на торгах и сговор с заказчиком) выявлены на территории 72 регионов. В качестве ответчиков по делам ведомство привлекло 307 хозяйствующих субъектов и 24 заказчика.

Вместе с тем значительно возросла доля «крупных» дел, где размер извлекаемого дохода от реализации ограничивающих конкуренцию соглашений составляет сотни миллионов, а в некоторых случаях и миллиарды рублей. В 2023 г. общая сумма начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) по возбужденным делам составила 174 млрд руб.

В части контроля реализации национальных проектов ФАС России в 2023 г. возбудила 24 дела с общей суммой НМЦК 10,8 млрд руб. Вынесено 32 решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства с общей суммой НМЦК 42,4 млрд руб. Нарушения антимонопольного законодательства установлены при реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Культура» и «Экология».

Также в 2023 г. по материалам антимонопольных органов возбуждено 39 уголовных дел. Из них 13 дел по признакам заключения картеля (ст. 178 УК РФ) и 26 по иным составам УК РФ.

Всего в 2023 г. по штрафам, наложенным центральным аппаратом ФАС России за антиконкурентные соглашения, в федеральный бюджет поступило 1 082 936 037 руб.

На чем сосредоточатся контролеры

Новая программа подготовлена в рамках Указа президента «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.». О ее утверждении председатель правительства Михаил Мишустин сообщил на совещании с вице-премьерами 11 марта. «Рассчитываем, что в результате увеличится эффективность конкурсных процедур и справедливость ценообразования», — отметил он.

Ранее на встрече с премьер-министром руководитель ФАС Максим Шаскольский рассказал о приоритетах в работе службы. В частности, он отметил, что на постоянной основе ведомство занимается контролем за ценообразованием на социально значимых товарных рынках. В первую очередь это касается продовольственных товаров.

Вместе с тем ФАС пристально следит за рынком минеральных удобрений, автомобильного топлива, строительных материалов и лекарств прежде всего из перечня жизненно необходимых и важнейших. Также большое количество жалоб от потребителей обращает внимание контролеров на услуги и тарифы сотовой связи.

Комментарий эксперта

Программа борьбы с картелями по большей части продолжает фокусироваться на выявлении нарушений в сфере госзакупок, в то время как регуляторная политика антимонопольного ведомства должна быть значительно шире и захватывать товарные рынки. Что касается эффективных мер противодействия картельным сговорам, то уголовная ответственность и высокие оборотные штрафы значительно снижают желание бизнеса участвовать в такой активности. На этапе выявления незаконной деятельности хорошо работает добровольное признание компаниями нарушений с отдельным порядком рассмотрения. Такие практики «мягкого» права в программе предусмотрены.