Давление зашкаливает. РФ продолжит снижать добычу нефти

| статьи | печать

Россия осуществит дополнительное добровольное сокращение добычи и экспорта нефти в координации с некоторыми странами — участницами ОПЕК+, заявил зампред правительства Александр Новак. Это нужно для поддержания стабильности на нефтяных рынках.

Сокращение добычи и экспорта нефти, по словам вице-премьера, будет идти по такой схеме. В апреле уменьшение добычи составит 350 тыс. баррелей в сутки, а экспорта — 121 тыс. В мае сокращение добычи будет равняться 400 тыс. баррелей в день, а экспорта — 71 тыс. В июне добычу снизят до 471 тыс. баррелей в сутки.

«Впоследствии в целях поддержания стабильности рынка эти дополнительные объемы сокращения будут постепенно восстановлены в зависимости от рыночных условий», — уточнил вице-премьер. По его словам, это сокращение добычи — дополнение к добровольному сокращению на 500 тыс. баррелей в сутки, объявленному Россией в апреле 2023 г., которое продлится до конца декабря 2024 г. Сокращение экспорта будет произведено исходя из средних уровней экспорта за май и июнь 2023 г.

Вместе с тем Россия продолжит работу с вторичными источниками, чтобы повысить точность и надежность их оценки. «Это дополнительное добровольное сокращение направлено на усиление мер предосторожности, предпринимаемых странами ОПЕК+ с целью поддержания стабильности и баланса нефтяных рынков», — пояснил А. Новак.

О тенденциях, которые подтолкнули российские власти принять такое решение, — в комментариях экспертов.

Комментарий эксперта

Сокращение добычи странами — членами альянса ОПЕК+ необходимо для стабилизации цен на глобальном рынке. Сегодня на цены давят два фактора. Со стороны предложения — это рост производства в ряде стран, не входящих в ОПЕК+. Согласно расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2024 г. четыре страны Западного полушария — США, Канада, Бразилия и Гайана — в совокупности увеличат добычу нефти на 1,3 млн баррелей в сутки (б/с) при общемировом приросте на 1,5 млн б/с. При этом половина прироста четырех названных стран придется на США. Де-факто эта нефть занимает те ниши, которые ОПЕК+ в свое время освободила вследствие добровольного сокращения добычи.

Со стороны потребления также наблюдаются тревожные тенденции — несмотря на то, что МЭА ожидает прироста спроса на 2,27 млн б/с к 2022 г., до 101,7 млн б/с, нет уверенности, что эти прогнозы сбудутся. Здесь все в первую очередь зависит от Китая. В прошлом году ВВП КНР вырос на 5,2%, цель на нынешний год — 5%. Но в прошлом году рост в Поднебесной имел восстановительный характер после отмены ковидных ограничений, будет ли он сохраняться на прежнем уровне в текущем году — большой вопрос. Поэтому ОПЕК+ фактически играет на опережение, сокращая добычу для того, чтобы гарантировать сохранение цен на нефть в коридоре 80—85 долл. за баррель, и Россия, как один из ведущих игроков мирового нефтяного рынка, активно поддерживает эти усилия.

Комментарий эксперта

Решение о сокращении добычи имеет две стороны. С одной, мы показываем себя как ответственного участника мирового нефтяного рынка, действия которого направлены на поддержание его стабильности и сохранения текущего уровня цен. С другой, мы фиксируем продолжающееся де-факто уменьшение нашей доли на рынке, поскольку даже столь серьезные интервенции с нашей стороны значительного влияния на изменение цен не оказывают.

К решению задачи по выдавливанию нас с рынка западные страны подходят планомерно и постоянно усиливают давление на отрасль путем введения новых рестрикций, и нужно понимать, что даже если сейчас их влияние кажется несущественным, то долгосрочные последствия могут оказаться весьма серьезными. Так, например, сложно (а порой и невозможно) быстро нарастить добычу, чтобы вернуть ее к уровням до череды добровольных сокращений. Особенно в условиях ухудшения качества минерально-сырьевой базы: устойчивого роста доли трудноизвлекаемых запасов, отсутствия крупных открытий, роста обводненности продукции на зрелых месторождениях.

Дополнительным фактором, определяющим необходимость снижения добычи, является отсутствие значительных по объему мощностей для хранения добытой нефти в условиях сокращения (по крайней мере, гласного) спроса на нее. О необходимости создания государственного резерва, который мог бы выступать в качества балансира в подобных ситуациях, эксперты говорили уже давно — назывались цифры в объеме 10% годовой добычи (это около 50 млн т). Пока эти идеи так и остались на концептуальном уровне.