Игра на опережение. Власти пытаются предотвратить топливный кризис

| статьи | печать
Игра на опережение. Власти пытаются предотвратить топливный кризис

Правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и увеличило нормативы продажи дизельного топлива на биржевых торгах. Решения направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов. Помогут ли эти шаги избежать кризиса — разбираемся с экспертами.

Согласно постановлениям, подписанным премьер-министром Михаилом Мишустиным, ограничения на экспорт бензина вводятся на полгода — с 1 марта по 31 августа. Запрет не будет распространяться в том числе на поставки в рамках международных межправительственных соглашений, включая государства — члены Евразийского экономического союза, на топливо, вывозимое гражданами для личного пользования, а также на топливо, вывозимое для оказания международной гуманитарной помощи. Что касается дизеля, то минимальные объемы его продаж на биржевых торгах увеличиваются с существующих 12,5 до 16%. «Такой подход позволяет повысить гарантированный объем предложения топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях», — говорится на сайте кабмина.

Антон Соколов, эксперт «Российского газового общества», считает, что меры по запрету экспорта и увеличению биржевых квот — это попытка избежать повторения осеннего топливного кризиса. «Эти меры направлены в том числе и на борьбу с „серым“ экспортом, который стал серьезной проблемой прошлой осенью», — отметил специалист в разговоре с «ЭЖ».

В феврале зампред правительства Александр Новак провел штаб по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и поручил нефтяным компаниям и Минэнерго согласовать графики ремонтов НПЗ для удовлетворения спроса в период начала посевной и сезона роста автомобильных перевозок.

«Необходимо сформировать запасы топлива для балансировки рынка в период повышенного весенне-летнего спроса со стороны водителей, аграриев и других потребителей. Прошу следить за сохранением рыночно обоснованных уровней цен и объемов реализации топлива на бирже и заправочных станциях», — подчеркнул вице-премьер.

В сентябре 2023 г. кабмин вводил временный запрет на экспорт бензина в разгар топливного кризиса. В феврале текущего года ситуация на рынке была спокойной. По данным Минэнерго, озвученным на штабе, спрос участников рынка на биржевых торгах стабильно удовлетворялся, экспорт бензина снизился более чем на треть к уровню февраля 2023 г., запасы бензина и дизельного топлива оставались стабильно высокими. Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок выросли к февралю прошлого года, производство его зимнего вида увеличилось по сравнению с февралем 2023 г. Цены на бензин и дизельное топливо на розничном рынке тоже демонстрировали устойчивость.

Почему в период затишья власти приняли решение о запрете на экспорт бензина и увеличении нормативов продаж дизтоплива на бирже, и достаточно ли этих мер для поддержания стабильности на рынке? Ответы на эти вопросы — в комментариях.

Комментарий эксперта

Мера со стороны регулятора нужная и очень актуальная в нынешних условиях. В октябре прошлого года, когда был введен полный запрет на экспорт топлива, она уже доказала свою эффективность: цены начали снижаться, рынок за месяц наполнился нефтепродуктами.

Цены на бирже и в мелком опте медленно, но уверенно поднимались с начала года. В феврале процесс ускорился: с начала месяца дизель и АИ-95 прибавили по 5% стоимости. Но полагаю, что это незначительно отразится на конечном потребителе. ВИНК (вертикально интегрированные компании) будут до последнего удерживать розничные цены на заправках. Рентабельность им сейчас это позволяет.

Помимо введения запрета на экспорт, увеличен норматив продаж дизеля на бирже: с нынешних 12,5 до 16%. Рынку это тоже необходимо. Работы на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе продлятся, по самым оптимистичным прогнозам, до лета, там вышло из строя импортное оборудование. НПЗ в Туапсе пострадал от атаки беспилотника, и его будут ремонтировать три месяца. Весной уйдут на плановые ремонты еще около восьми самых крупных заводов в России. На фоне грядущей посевной все это создает большие риски дефицита топлива в перспективе.

Комментарий эксперта

Правительство РФ стремится не допустить повторения ситуации, которая возникла осенью прошлого года. Тогда дефицит топлива из-за больших объемов экспорта привел к росту цен в оптовом звене, а затем это повышение транслировалось и на розницу. С марта трейдеры начинают накапливать запасы для того, чтобы быть готовыми к начинающемуся в конце весны — начале лета отпускному и дачному сезону, когда спрос на топливо растет. В нынешнем году на рынок бензина также негативно повлияла авария на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, устранение последствий которой затягивается из-за отсутствия деталей западного производства.

Безусловно, ограничение экспорта — мера крайняя и недостаточная для полной стабилизации рынка. Во-первых, компании и бюджет теряют доходы от поставок бензина за рубеж и главное — утрачивают свои рыночные ниши, которые они с трудом завоевывали после введения европейского эмбарго на импорт нефтепродуктов из России.

Во-вторых, экспорт бензина из РФ традиционно составляет всего около 10% от объемов его производства (и, кстати, примерно равен объемам выпуска на мощностях Нижегородского НПЗ, вышедших из строя), а значит, полностью проблемы внутреннего рынка запрет не решит. Надо увеличивать производство бензина внутри страны, а для этого необходимо создавать инвестиционные стимулы для ВИНК.

У нас же пока наблюдается обратная тенденция — попытки увеличить фискальное давление на нефтянку, что заставляет компании максимально ужимать свои инвестиционные планы. Грубо говоря, тут не до развития нефтепереработки, когда надо решать множество других проблем, вызванных и необходимостью достижения технологической независимости от Запада, и переориентации товарных потоков на новые рынки.