Экспортерам предлагают перейти на бартер

| статьи | печать

Специалисты Минэкономразвития России разработали для российских участников внешнеэкономической деятельности Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам. Документ описывает варианты и достоинства этого способа торговли. Обмен товаров и услуг с иностранными компаниями без необходимости осуществления международных транзакций поможет решить проблемы в сфере переводов, полагают в ведомстве.

Навигатор включает в себя описание видов внешнеторговых бартерных сделок и их преимуществ, а также справочную информацию о нормативных правовых актах, регулирующих их проведение. Вместе с тем документ содержит пошаговую инструкцию по организации внешнеторговой бартерной сделки, порядок определения равной стоимости обмениваемых товаров или услуг, типовые формы внешнеторговых бартерных контрактов.

Брошюра была подготовлена Минэкономразвития совместно с Российским экспортным центром по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова. По словам разработчиков, она даст возможность российским участникам ВЭД разобраться в том, как эффективно и грамотно организовать проведение бартерных сделок в ходе освоения новых иностранных рынков.

Одним из преимуществ бартерных сделок составители навигатора называют оптимизацию использования ресурсов. «Бартерные сделки позволяют компаниям эффективно использовать свои ресурсы. Например, если у компании есть избыточные производственные мощности или неиспользуемые ресурсы, она может предложить их другой компании в обмен на нужные товары или услуги.

Это помогает избежать простоя оборудования или неэффективного использования ресурсов», — следует из текста документа.

Также к плюсам международного обмена товарами и услугами чиновники отнесли расширение рынков. «Бартерные сделки позволяют компаниям расширить свое присутствие на мировых рынках, особенно в случаях, когда традиционные методы оплаты могут быть ограничены или затруднены», — отмечают авторы навигатора.

В экономическом ведомстве рассчитывают, что количество торговых партнеров России будет расти и готовят к этому отечественные компании. «В ближайшей перспективе география присутствия России на внешних рынках продолжит расширяться — как в сторону перспективного рынка Африки, так и за счет усиления присутствия на Ближнем Востоке, в азиатских и арабских странах», — отметила директор Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Лилия Щур-Труханович на бизнес-завтраке «Коммерсанта».

Поэтому, по ее словам, все дальнейшие меры господдержки будут разрабатываться с учетом стремления российских предпринимателей к освоению новых зарубежных рынков. При этом сами меры будут обрастать новыми опциями, которые позволят бизнесу быстрее доставлять товары в партнерские страны по конкурентной цене.

Называя эффективные меры поддержки российских участников ВЭД наряду с уже привычными инструментами, такими как субсидирование кредитных ставок и затрат на транспортировку российских товаров на экспортные рынки, представитель министерства отметила принципиально новые меры. К ним она отнесла увеличение числа торговых представительств, торговых домов и распределительных центров, позволяющих продвигать российский экспорт и отстаивать интересы российских компаний за рубежом.

Что касается объема финансирования мер поддержки экспортеров, по словам Л. Щур-Труханович, он будет пересмотрен с учетом новых задач. При его расчете чиновники планируют учитывать расширение географии присутствия российских компаний, а также возможное изменение процента ключевой ставки, увеличение страховых рисков и транспортных издержек.

Комментарий эксперта

В современной практике бартерные сделки имеют очень ограниченное применение, хотя и продолжают использоваться. В последнее время интерес к бартеру повысился, причем как из-за санкционных ограничений, так и из-за роста «токсичности» — как текущей, так и потенциальной — тех или иных валют, в которых производятся расчеты.

Полагаю, что роль бартерных сделок в ближайшем будущем будет возрастать пропорционально увеличению напряженности в политических (а как следствие — и экономических) отношениях и дальнейшей «фрагментации» мировой экономики. Востребованность сделок бартерного типа будет расти довольно широким фронтом, затрагивая большую часть импортно-экспортной деятельности.

Одновременно с этим будет расти и сложность таких сделок, и длина цепочек/количество участников сделки, и использование специальных платформ для их совершения. Впрочем, несмотря на рост, из-за присущих «меновым» взаимоотношениям ограничений, полагаю, их роль в любой обозримой перспективе вряд ли даже приблизится к классическим расчетам.