Правительство предлагает упростить закупки отечественных товаров

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, направленный на унификацию национального режима в закупках. Разработанные правительством поправки могут заработать с 1 января 2025 г.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующее регулирование закупочной деятельности, устанавливающее запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество для российской продукции, носит громоздкий характер. Оно сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые предусматривают различный порядок их реализации заказчиками, содержат не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разные механизмы подтверждения страны происхождения товара.

Авторы поправок в законодательство предлагают установить единый порядок реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и при исполнении договора (контракта) непосредственно Законом № 44-ФЗ, а также ввести соответствующие положения в Закон № 22Э-ФЗ.

На заседании правительства, где рассматривался вопрос о совершенствовании механизма госзакупок, премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул, что правила их проведения и выбора победителя должны стать максимально простыми и понятными для всех сторон, а также опираться на безусловный приоритет российских брендов.

По его словам, такой подход имеет важнейшее значение для развития отраслей и позволяет стимулировать создание новых собственных производств, в том числе в радиоэлектронике, металлургии, железнодорожном и сельскохозяйственном машиностроении, автопроме, станкостроении, текстильной, мебельной, фармацевтической промышленности.

«По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина правительство подготовило поправки в законодательство для оптимизации всех закупочных процедур. Они устанавливают единый порядок предоставления преимуществ отечественной продукции», — сказал глава кабинета министров. При этом он уточнил, что прежде всего речь идет о правовых основаниях как для полного запрета на участие в торгах определенных иностранных товаров или услуг, так и для введения ограничений в рамках условия «второй лишний», когда существует российский претендент.

Также М. Мишустин отметил, что предполагается активно использовать еще одну защитную меру — применять так называемый условный коэффициент, улучшающий на 15% ценовое предложение российских компаний. В случае с конкуренцией сразу нескольких продуктов, которые изготовлены внутри страны, предпочтение будет отдаваться изделию с более высоким технологическим уровнем локализации производства.

Комментарий эксперта

Инициатива правительства о приоритете российских компаний при госзакупках будет эффективным инструментом протекционистской политики только в случае наличия отечественных товаров и услуг сопоставимого с зарубежным качества. При этом следует напомнить, что в большом количестве науко­емких технологий, совмещенных с реальной производственной базой, технологическое отставание нашего государства измеряется годами и десятками лет.

Поэтому, с одной стороны, легальный инструмент ограничения госзакупок у нежелательных поставщиков необходим, с другой — регламент госзакупок не должен усложнять поступление в нашу страну качественных товаров и услуг. В качестве примера можно привести кратное увеличение закупки обогащенного урана США у России в прошлом году, несмотря на все публичные разговоры о желании разрыва всех экономических связей с нашей страной. То есть наши действия также должны быть направлены исключительно на реализацию национальных интересов.