Система внутреннего контроля для налогового мониторинга

| статьи | печать

В статье рассмотрены результаты исследования в части текущего уровня развития внутреннего контроля для налогового мониторинга, перспективы автоматизации и другие тенденции.

Налоговый мониторинг — это отдельная форма налогового контроля, в рамках которой налогоплательщик предоставляет сотрудникам ФНС России удаленный доступ к своей учетной системе или витрине данных для дальнейшего анализа.

Адаптация требований для вступления в режим налогового мониторинга, высокая оценка и позитивный опыт взаимодействия с ФНС России позволяют все большему числу налогоплательщиков рассматривать переход на налоговый мониторинг как наиболее оптимальный метод налогового контроля. Это же подтверждается заявочной кампанией ФНС России 2023 г., по результатам которой к налоговому мониторингу в 2024 г. присоединятся 128 компаний, что на 17% больше, чем в 2022 г.

ДРТ ежегодно проводит исследование, цель которого — определить текущий уровень зрелости системы внутреннего контроля (СВК) российских компаний и выявить тенденции ее развития, в том числе среди участников режима налогового мониторинга.

Традиционно для участия в опросе приглашаются компании различных отраслей, которые готовы поделиться своим опытом построения процессов СВК, взаимодействия с ФНС России по вопросам внутреннего контроля в рамках налогового мониторинга.

В 2023 г. на вопросы исследования ответили 35 компаний из 10 различных отраслей. Наибольшее число респондентов относятся к розничной, оптовой торговле и дистрибуции (26%) с совокупной годовой выручкой от 10 до 500 млрд руб.

Также приняли участие представители таких отраслей, как: транспорт и инфраструктура (20%), горнодобывающая промышленность и металлургия (14%), строительство и операции с недвижимостью (11%), высокие технологии, телекоммуникации, развлечения и СМИ (9%) и прочие (20%). В состав прочих в 2023 г. попали следующие отрасли: финансы, энергетика, агробизнес, нефтегазовая промышленность.

Организация системы внутреннего контроля предполагает интеграцию и с общими процессами управления компании. Для целей участия в режиме налогового мониторинга требуется прежде всего интегрировать процессы СВК с учетными процессами и процессами подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для эффективного управления процессами СВК в компаниях часто выделяются отдельные специалисты, которые занимаются поддержкой работы СВК. По результатам исследования выявлено до пяти специалистов компании (62% респондентов отметили это в 2023 г.).

Традиционно специалисты, поддерживающие функции СВК, относятся к профильным подразделениям: отделу внутреннего контроля, внутреннего аудита или отделу управления рисками. Результаты исследования как в 2022-м, так и в 2023 г. подтверждают, что респонденты в большинстве своем выделяют у себя такие структурные подразделения и наделяют их соответствующими полномочиями: 76 и 71% соответственно.

При этом наблюдается тенденция по все большему наделению соответствующими полномочиями специалистов других отделов: бухгалтерии и финансового отдела. В 2022 г. лишь 18% респондентов отметили, что ответственность за систему внутреннего контроля лежит на плечах вышеуказанных подразделений, в то время, как в 2023 г. число таких респондентов увеличилось до 29%. Прежде всего это связано с все более увеличивающимся количеством участников налогового мониторинга, которые интегрируют процессы СВК с процессами бухгалтерского и налогового учета. Компании принимают во внимание тесную взаимосвязь этих процессов с процессами СВК и выбирают наиболее оптимальные подходы к организации функции СВК: выделяют специалистов на стороне бухгалтерского или налогового отделов.

Кроме того, вместе с налоговым мониторингом требование о наличии СВК в российской практике устанавливают два источника. Первый из них — это ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этой статье экономические субъекты обязаны организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Второй документ — разъяснения Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», которые поясняют, какие структурные подразделения могут осуществлять внутренний контроль».

Влияние указанных документов подтверждаются ответами на вопросы об уровне формализации СВК в бизнес-процессах. Участники исследования отметили, что у них формализована система внутреннего контроля в процессы бухгалтерского учета в 75% случаев, в процессы налогового учета — в 78% случаев. Кроме того, еще у 14% респондентов в этих процессах СВК внедрена, но пока не формализована, то есть управление этими процессами включает в себя мероприятия по оценке возможных рисков и выполнению шагов по их минимизации или устранению, но данные мероприятия выполняются на уровне устной договоренности и сложившейся в компании практики, без подкрепления соответствующими инструкциями или внутренними нормативными документами.

Уровень формализации СВК в целом влияет на общий уровень зрелости системы внутреннего контроля: чем выше уровень зрелости СВК, тем более управляемы ее процессы, при этом, как известно, управляемость процессов начинается с их идентификации и документирования. По результатам исследования наблюдается тенденция на рост уровня зрелости СВК среди респондентов (69% респондентов в 2022 г., имеющим уровень зрелости от 3 до 5, против 85% респондентов в 2023 г.).

При этом среди респондентов, являющихся участниками налогового мониторинга, средний уровень зрелости на момент исследования составляет 3,1 (в 2022 г. составил 3,6). Наблюдается тенденция снижения среднего уровня зрелости СВК на начало участия в налоговом мониторинге. Она связана с расширением критериев для участия в налоговом мониторинге: снижением обязательных суммовых критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг по доходам и активам и по налогам и обязательностью участия в режиме налогового мониторинга компаний, заключивших СЗПК/СПИК, или являющихся участниками ТОР/ОЭЗ.

Так, налогоплательщики, заключившие СЗПК, начиная с апреля 2021 г. обязаны в течение трех лет вступить в налоговый мониторинг, даже если они не соответствуют суммовым критериям. Так, представители ФНС России на ежегодном форуме по налоговому мониторингу, проходившему 17 ноября 2023 г., сообщили, что уже семь участников СЗПК вступили в режим налогового мониторинга, еще пять участников СЗПК планируют вступить в ближайшие годы.

Налогоплательщики, заключившие СПИК, освобождаются от необходимости соблюдать суммовые критерии при вступлении в режим налогового мониторинга. Аналогичные права установлены для компаний особых экономических зон и территорий опережающего развития, а также свободного порта Владивосток или Арктической зоны. ФНС России также анонсировал планы по отмене критериев для государственных и муниципальных учреждений.

Кроме того, подготовлен законопроект по снижению суммовых критериев для вступления в режим налогового мониторинга: выручка и активы должны будут составлять не менее 800 млн руб., сумма уплаченных налогов — не менее 80 млн руб.

Все это указывает на общую тенденцию к расширению границ участия в данной форме налогового контроля и готовности ФНС России обеспечить участников поддержкой со стороны налогового органа. Так, по данным налоговой службы, крупный бизнес отмечает следующие преимущества участия в налоговом мониторинге: возможность снижения налоговых рисков, сокращения временных и финансовых затрат, получения обратной связи от налогового органа в формате мотивированного мнения.

Респонденты исследования 2023 г. основными преимуществами и, как следствие, стимулами участия в режиме налогового мониторинга для себя отмечали возможность сокращения сроков проведения мероприятий налогового контроля (43%), использование возможностей дистанционного налогового контроля (33%), экономию затрат на налоговое администрирование при переходе на безбумажную технологию (33%), а также синхронизацию подходов, применяемых ФНС России и компанией для выявления налоговых рисков (29%) и сокращение затрат по налогам, штрафам и/или пеням (24%). Также респонденты 2022 г. отметили для себя существенным преимуществом такой формы налогового контроля увеличение скорости формирования налоговой отчетности и повышения ее качества (30%).

Поддержка участников налогового мониторинга со стороны налоговой службы обеспечивается прежде всего с помощью инструмента мотивированного мнения. Оно может быть направлено компании налоговой службой в случае, если последняя не согласна с определенной позицией компании по способу отражения фактов хозяйственной жизни. В свою очередь компания также может запросить у налогового органа мотивированное мнение и оперативно разрешить свои налоговые вопросы, что позволяет избежать рисков.

В 2023 г. ДРТ приняло решение также узнать у компаний, пользовались ли они данным инструментом взаимодействия с ФНС России, и были ли со стороны участников какие-то сложности в работе с мотивированным мнением. В рамках исследования ДРТ в 2023 г. лишь 19% использовали инструмент мотивированного мнения, при этом чаще респонденты сами запрашивали мнение, нежели получали его от ФНС России: 12% респондентов получили мотивированное мнение от налоговой инспекции. По всем запрошенным мотивированным мнениям респонденты получили ответы, соответствующие по сроку и качеству их ожиданиям, ни один респондент исследования не воспользовался механизмом обжалования полученного мнения.

Важной тенденцией для повышения качества и скорости подготовки налоговой отчетности, ведения налогового учета и снижения налоговых рисков является тенденция на увеличение уровня автоматизации процессов СВК, в том числе уровень автоматизации контрольных процедур, выполняемых в бизнес-процессах.

Так, у 50% респондентов 2023 г. процессы СВК автоматизированы (в 2022 г. показатель составил 44%), при этом 64% этих респондентов планируют дальнейшее развитие автоматизации данных процессов. Среди тех, у кого сейчас процессы СВК не автоматизированы, 57% респондентов также планируют реализовать такую автоматизацию в будущем. При этом 68% респондентов рассматривают для себя возможность использования отечественных решений для автоматизации СВК.

Ключевой составляющей автоматизации процессов СВК и повышения уровня зрелости СВК является уровень автоматизации контрольных процедур бизнес-процессов. Так, респонденты отметили, что в их бизнес-процессах 50 и 24% соответственно составляют ИТ-зависимые и автоматические контрольные процедуры для целей налогового мониторинга. Использование большого количества ручных контрольных процедур приводит к повышению влияния таких недостатков контролей, как недостаток компетенций у исполнителей контрольных процедур (отметили 32% респондентов 2023 г.) и несоответствие исполнителя в описании контрольной процедуры фактическому исполнителю (отметили 18% респондентов). Поэтому одним из важных направлений развития СВК на ближайшие два-три года респонденты отметили для себя повышение автоматизации контрольных процедур — 64% опрошенных.

Также одной из составляющих автоматизации процессов СВК является использование электронного документооборота (ЭДО) и электронного хранилища данных (ЭХД). Среди преимуществ использования ЭДО для повышения эффективности системы внутреннего контроля можно отметить сокращение трудозатрат на обработку, проверку и корректировку первичных учетных документов, ускорение процесса идентификации негативных событий на ранних стадиях и предоставление возможности своевременно предпринимать меры по снижению рисков, снижение трудозатрат на выполнение контрольных процедур и сохранение результатов их выполнения. При использовании ЭХД наблюдаются следующие преимущества для повышения эффективности СВК: обеспечение сохранения результата выполнения контрольных процедур в системе для дальнейшего использования и обеспечение сохранности исторических документов для дальнейшего использования в процессах выявления и оценки рисков. Кроме того, одним из ключевых требований налогового органа к участникам налогового мониторинга является выстраивание подхода Drill down, который позволяет исследовать данные на различных уровнях детализации — от налоговой декларации до первичного учетного документа. Таким образом, потребность в соблюдении этого требования также приводит участников налогового мониторинга к необходимости внедрения и использования систем ЭДО и ЭХД.

В целом результаты исследования показывают, что совершенствование ИТ-систем для целей налогового мониторинга и повышение уровня автоматизации процессов СВК устойчиво фокусирует ресурсы компаний на себе — в 2022 г. усилия 82% респондентов были нацелены на такое развитие, в 2023 г. данный показатель составил 72%. Немаловажно не только сохранение фокуса, но и его усиление в будущем, а на это, безусловно, повлияет запуск налоговой службой в 2023 г. цифрового налогового кодекса и соответствующих налоговых справочников и регистров.

Расширение информационного взаимодействия с участниками налогового мониторинга потребует от них большего вовлечения ресурсов в автоматизацию налогового учета и связанных с ним процессов. Все эти и связанные с этим вопросы и планирует исследовать ДРТ в рамках ежегодного опроса осенью 2024 г.