Климатическая повестка: внимание компаний к риску утраты биоразнообразия растет

| статьи | печать

Российский бизнес стал чувствителен к вопросам, связанным с рисками существенного ухудшения или утраты биоразнообразия, но пока важность этой проблемы недооценивается. Об этом свидетельствуют данные «Гида по биоразнообразию для бизнеса: версия 1.1», подготовленного компанией Kept. Проведенный ею опрос показал, что число отечественных компаний, которые разработали стандарты, регламенты, связанные с биоразнообразием, динамично растет.

Во всем мире бизнес начинает осознавать значимость биоразнообразия для своего развития. Хозяйственная деятельность, которая способна привести к утрате биоразнообразия и разрушению экосистем, все чаще рассматривается в современном мире как фактор риска для экономики компании, ее конкурентоспособности и устойчивости в долгосрочной перспективе.

О важности данного вопроса говорят цифры: один миллион видов находится под угрозой исчезновения, на 69% уменьшились популяция млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий с 1970 г., более 50% мирового ВВП зависит от биоразнообразия и экосистемных услуг, более чем 50 млрд евро ежегодно может составить экономия страховых компаний при сохранении прибрежных экосистем.

Компании зависят от биоразнообразия напрямую, используя экосистемные ресурсы и услуги, которые способствуют развитию бизнеса (регулирование водных ресурсов, удобрение почв и т.д.), или косвенно — в рамках формирования стоимости товаров. И наоборот, компании влияют на биоразнообразие путем прямой или косвенной эксплуатации, загрязнения окружающей среды, изменений в землепользовании (включая преобразование, деградацию и модификацию экосистем), а также в рамках цепочек поставок.

В рамках Всемирного экономического форума было проведено исследование глобальных рисков, с которыми предстоит столкнуться мировому экономическому сообществу в ближайшее десятилетие. Утрата биоразнообразия и разрушение экосистем занимает 4-е место среди наиболее высоких рисков в долгосрочной перспективе (10 лет) и 18-е в краткосрочной (два года).

Несет серьезные риски утрата биоразнообразия и для бизнеса:

  • Физический. Изменение физических характеристик среды (рельефа местности, почвы или грунта, воздушной среды, водного бассейна, природных экосистем) в процессе их интенсивной эксплуатации.

  • Регуляторный. Влияние природоохранного законодательства на деятельность компании, которое может приводить к росту затрат вследствие наложения штрафов и т.п.

  • Репутационный. Негативное общественное мнение в отношении деятельности компании и отсутствие «социальной лицензии».

  • Рыночный. Возникает из-за любого из перечисленных рисков в результате изменения физических, регуляторных и/или репутационных условий деятельности компании.

Секторы, наиболее подверженные риску в случае утраты биоразнообразия:

  • энергетика и природные ресурсы;

  • пищевая промышленность и агробизнес;

  • финансовые услуги, управление активами и страхование;

  • инфраструктура;

  • производство потребительских и промышленных товаров.

Причинами утраты биоразнообразия являются осушение болот, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, браконьерство и отлов диких животных для торговли. Согласно докладу рабочей группы II МГЭИК о влиянии, адаптации и уязвимости, утрата биоразнообразия является значимым риском, который обусловлен повышением температуры, особенно для Европы и Арктики. В этих регионах риску дана оценка «высокий или очень высокий» и сказано, что потепление спровоцирует изменения структуры экосистем, ареалов биологических видов и сезонных явлений.

По мнению специалистов, риск того, что состояние биоразнообразия на большей части территории РФ может ухудшиться из-за изменения климата, высок. «Российским компаниям в их стремлении к устойчивому развитию бизнеса важно осознавать, что утрата биоразнообразия и изменение климата во многом обусловлены хозяйственной деятельностью и взаимно усиливают друг друга. Оба кризиса следует преодолевать одновременно», — считают эксперты Kept.

Международная практика

Мировой бизнес активно вовлекается в сохранение биоразнообразия. Цель Конвенции ООН о биологическом разнообразии, принятой в 1992 г., — «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования».

Реализации цели применительно к бизнесу способствует ряд инициатив. Так, в 2016 г. секретариат Конвенции о биологическом разнообразии разработал Канкунское обязательство в области предпринимательства и биоразнообразия для различных предприятий и финансовых учреждений. Оно позволяет бизнес-сообществу привлечь внимание к важности биоразнообразия и экосистемных услуг для бизнеса и подтвердить свою приверженность позитивным действиям в поддержку биоразнообразия.

Глобальное партнерство «Бизнес и биоразнообразие» на сегодняшний день включает 21 национальную и региональную инициативу. Каждая из них направлена на более активное участие бизнеса в решении вопросов, связанных с биоразнообразием. Партнерство представляет собой сеть взаимосвязанных инициатив, что обеспечивает компаниям возможность обмениваться информацией и передовым опытом, а также сотрудничать в рамках общих проектов в целях актуализации проблем биоразнообразия в бизнесе.

Глобальная рамочная программа в области биоразнообразия диктует повестку. 19 декабря 2022 г. на Конференции ООН по биоразнообразию в Канаде принята Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия. В документе определены цели и пути сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, с тем чтобы к 2030 г. мир стал более благоприятным для природы.

В целях сокращения негативного и увеличения позитивного воздействия на биоразнообразие, в том числе от субъектов бизнеса, программа предусматривает принятие законодательных, административных и политических мер, в ряду которых:

  • Обеспечение и создание условий для эффективного сохранения и управления не менее чем 30% наземных, внутренневодных, прибрежных и морских районов, особенно районов, имеющих особо важное значение для сохранения биоразнообразия и экосистемных функций и услуг, посредством экологически репрезентативных, хорошо взаимосвязанных и справедливо руководимых систем охраняемых районов и других эффективных природоохранных мер.

  • Обеспечение охвата всех районов всеобщим комплексным пространственным планированием в интересах биоразнообразия и/или иными эффективными процессами управления, учитывающими изменение использования наземных и морских ресурсов, чтобы к 2030 г. свести к значению, максимально приближенному к нулю, утрату районов, представляющих высокую ценность с точки зрения биоразнообразия, включая экосистемы с высоким уровнем экологической целостности.

  • Сокращение рисков загрязнения и негативного воздействия загрязнения из всех источников до уровней, не наносящих вреда биоразнообразию и экосистемным функциям и услугам, с учетом кумулятивных последствий.

  • Проведение регулярного мониторинга и оценки биоразнообразия, а также прозрачное раскрытие информации о риске, своей зависимости от биоразнообразия и своем воздействии на биоразнообразие, что распространяется на все крупные и транснацио­нальные компании и финансовые учреждения по всем операциям, производственно-сбытовым цепочкам и портфелям проектов.

Россия следует мировым трендам

Аналогичные тенденции прослеживаются и в России. Начиная с 2019 г. на Московской бирже действует Сектор устойчивого развития для финансирования проектов в области охраны окружающей среды — в частности, биоразнообразия.

С 2022 г. в России внедряется Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов (IRIIS), разработанная ВЭБ. РФ. IRIIS, позволяет привлекать дополнительные зеленые инвестиции в реализацию проектов за счет высокого рейтинга их экологичности, в том числе в области охраны водных экосистем и сохранения биоразнообразия (которые выделены в отдельный раздел сертификации).

IRIIS предписывает необходимость реализации мер, которые обеспечивают полное исключение негативного воздействия проекта на биоразно­образие на территории, затрагиваемой эффектами реализации проекта. В случае невозможности избежать негативного воздействия проектная команда должна принять меры по его минимизации и восстановлению биоразнообразия на протяжении всего срока реализации проекта.

Россия заботится о биоразнообразии, как на уровне бизнеса, так и на уровне государства. В частности, соответствующая работа ведется в рамках Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 г. Этот документ:

  • устанавливает целевые показатели по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов до 2030 г.;

  • определяет принципы сохранения биоразнообразия и предусматривает решение ряда проблем, связанных с браконьерством, эффективностью системы охраны животного и растительного мира, международным сотрудничеством, научной поддержкой и др.;

  • предусматривает меры по сохранению местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, в том числе путем уменьшения негативного воздействия секторов природопользования и включения задач сохранения биоразнообразия в документы стратегического планирования и/или проекты хозяйственной деятельности.

Вместе с тем действует федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология». Основные функции этого документа:

  • нацелен на увеличение площади ООПТ федерального значения и развитие экологического туризма;

  • предусматривает мероприятия по охране 13 приоритетных объектов животного мира, реализуемые совместно с ООПТ и бизнесом;

  • поддерживает развитие инициативы «Бизнес и биоразнообразие»;

  • предусматривает дополнительную поддержку корпоративных программ сохранения биоразнообразия.

Имеются в РФ и Методические рекомендации по структуре и содержанию программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций. Их предназначение:

  • определяют требования к структуре и содержанию программы сохранения биоразнообразия, к годовым планам компаний, а также требования к формированию отчетности;

  • предусматривают разработку программы сохранения биоразнообразия на основе результатов ОВОС и других экологических изысканий;

  • рекомендуют определять фоновые угрозы биоразнообразию и угрозы, связанные с деятельностью компаний;

  • предлагают выделять индикаторы и показатели биоразнообразия внутри программы, определять зоны воздействия и территории осуществления природоохранных мероприятий.

  • акцентируют внимание на работе по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и их местообитаний.

Одновременно активно развиваются в России ESG-рейтинги, в том числе по вопросам биоразнообразия. Биоразнообразие служит критерием ESG-рейтингов. Для выхода на международный фондовый рынок необходимо соответствовать требованиям бирж, некоторые из них ориентируются на ведущие западные ESG-рейтинги.

В настоящее время раскрытие российских компаний по критерию «биоразнообразие» чаще всего сводится к информации о компенсационных мероприятиях и площадях рекультивации земель, которые обязательны по закону. Однако все чаще органы государственной власти, Банк России и рейтинговые агентства подчеркивают важность ежегодного раскрытия дополнительной информации:

  • о фактическом значении применяемых индикаторов биоразнообразия и эффективности мероприятий по его сохранению;

  • планируемых и фактических значениях целевых показателей;

  • предусмотренных и фактически выполненных мероприятиях по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биоразнообразия;

  • финансировании биоразнообразия.

Российские рейтинговые агентства RAEX, НРА, АК&M, а также природоохранные организации наравне с международными агентствами (Sustainalytics, S&P и другими) включают в свою оценку требования по биоразнообразию. Для соответствия критерию «биоразнообразие», как правило, необходимо раскрытие информации о политике и/или обязательствах, связанных с биоразнообразием, целевых показателях, регулярном мониторинге биоразнообразия в рамках воздействия компании, оценке рисков биоразнообразию, мероприятиям по сохранению биоразнообразия, взаимодействию с заинтересованными сторонами с целью сохранения биоразнообразия (в том числе с ООПТ).

В последнее время российские ESG-рейтинги, рэнкинги и индексы развиваются особенно динамично. Появляются новые продукты, совершенствуется и актуализируется методология, проявляются черты систематизации процесса. Так, в 2023 г. Центральный банк России опубликовал проект модельной методологии ESG-рейтингов. Среди критериев оценки компании есть и биоразнообразие.

Анкетирование Kept выявило, что развитие корпоративных практик сохранения биоразнообразия в России в целом следует общемировым трендам, с традиционным запаздыванием в 5—7 лет. В сравнении со сводными мировыми профилями компаний по биоразнообразию, подготовленными холдингом S&P Global в декабре 2022 г., российские практики по уровню развития можно соотнести с крупнейшими компаниями Азиатско-Тихоокеанского региона, где лишь небольшой процент компаний уже установил цели по чистому приросту биоразнообразия, отсутствию чистых потерь биоразнообразия или восстановлению экосистем в обозримом горизонте планирования до 2023—2025 или до 2030 г.

Как в мире, так и в России лидируют по практикам сохранения биоразнообразия компании топливно-энергетического комплекса и обрабатывающих производств. На международном уровне растет количество компаний из секторов сельского хозяйства, строительства и ретейла, выделяющих в качестве приоритетов управление воздействием на биоразнообразие. В России эти отрасли находятся в начале пути по формированию корпоративных систем управления воздействием на биоразно­образие.

Как и в мировой практике, пока еще небольшая часть российских компаний готова принять обязательства по сохранению биоразнообразия в своих цепочках поставок.

Комментарий эксперта

Российский бизнес также демонстрирует чувствительность к вопросам, связанным с рисками существенного ухудшения или утраты биоразнооб­разия.

Основываясь на данных анкетирования 50 крупнейших отечественных компаний из 12 отраслей экономики, проведенного компанией Kept в 2023 г., можно с уверенностью сделать вывод, что в России наибольшую активность и осведомленность в данных вопросах проявляют компании из отраслей добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и энергетики.

Постепенно совершенствуется корпоративное управление: 80% российских компаний — участников анкетирования Kept уже включили в свою экологическую политику цели и задачи, связанные с биоразнообразием; 26% разработали соответствующие стандарты, регламенты, и количество таких предприятий может возрасти до 58% к 2025 г.

Корпоративные программы или планы действий по сохранению биоразнообразия реализуют 30% респондентов, и к 2025 г. их численность может увеличиться до 68%. Наблюдается тренд на сближение климатической повестки и повестки, связанной с биоразнообразием: 23% респондентов отражают вопросы сохранения биоразнообразия в документах по адаптации к изменению климата, а 22% — в лесоклиматических проектах.

Подобные процессы являются необходимым подготовительным шагом для перехода к качественным и количественным оценкам природного (биологического) следа компаний, который в глобальном масштабе стартовал на площадке TNFD в сентябре 2023 г.