Ограничения и возможности для развития управляющих компаний в особых экономических зонах

| статьи | печать

В особых экономических зонах, которые по-другому называются территориями с преференциальным режимом (ОЭЗ), созданы благоприятные условия для бизнеса. Они привлекают предпринимателей и тех, кто намерен профессионально инвестировать средства в производство. Работающие здесь компании пользуются налоговыми льготами, задействованы в упрощенных административных процедурах и работают в соответствии со сниженными надзорными требованиями. За 18 лет работы в разных ОЭЗ удалось привлечь 2 триллиона рублей в качестве инвестиций и создать больше полусотни тысяч реальных рабочих мест. Чтобы рост этих территорий продолжился, государству и бизнесу придется скорректировать устаревшие практики и нормы. А также устранить факторы, которые тормозят развитие. Генеральный директор управляющей компании ОЭЗ «Доброград-1» Денис Антипов знает о проблемах развития инфраструктуры особых экономических зон — он рассказал, что с этим можно сделать.

Немного общей информации об особых экономических зонах

В России активно работают несколько типов особых экономических зон. В них инвесторы и предприниматели развивают промышленность, внедряют инновации, занимаются туризмом и осуществляют портовые перевозки. Бизнес проявляет интерес к развитию всех типов территорий с особыми налоговыми и таможенными условиями работы. Перспективы здесь привлекательны, потому что внутри площадок функционируют управляющие компании (УК), которые создают и улучшают инфраструктуру и обеспечивают комфортные условия для повседневной работы. Льготные условия, которые государство предоставляет зарегистрированным здесь компаниям, позволяют им точнее планировать работу, оптимизировать затраты и совершенствовать процессы принятия решений. Все это благотворно влияет в целом и на развитие тех регионов, где созданы территории с преференциальными режимами.

Официальные данные гласят, что до 2022 года в особых экономических зонах зарегистрировались более тысячи резидентов, которые масштабируются, привлекая все больше инвестиций и, соответственно, увеличивая количество рабочих мест. Все это стало возможно, потому что инвесторы в таких условиях уверены в долгосрочном сотрудничестве и стабильности вложений. Потенциальные же работодатели и персонал находят свою выгоду в том, что оптимизируют затраты и могут пользоваться развитой инфраструктурой, которую создают и совершенствуют УК.

Механизм развития особых экономических зон

В России развиваются два основных формата территорий с преференциальными режимами. Первый предполагает вложение средств инвесторов в так называемые гринфилды — участки земли с готовыми коммуникациями и инфраструктурой, но без построенных на них производственных мощностей и другой инфраструктурной недвижимости. В этом случае предпринимателю или инвестору предстоит возвести базу будущего промышленного производства с нуля. Второй формат предлагает вложения в браунфилды — полностью готовые к работе площадки, которые достаточно просто модернизировать с учетом специфики деятельности. Во втором случае производство можно запустить быстрее, особенно если управляющая компания уже возвела необходимую инфраструктуру.

Как улучшить процессы

Большинство современных предпринимателей хотят вкладывать средства в создание новых производственных объектов. Ведь в этом случае можно построить производственную площадку с учетом собственных потребностей и важных для бизнеса факторов. Чтобы это стало возможным, большинство бизнесменов могут воспользоваться промышленной ипотекой — программой льготного кредитования, которую раньше использовали для покупки и возрождения уже существующих объектов. А вот как финансовый инструмент для строительства новых заводов и фабрик эта возможность не рассматривалась. Возникла ситуация, когда предприниматель не мог на заемные деньги возвести собственную недвижимость. Но и купить ее часто было затруднительно: готовых объектов не хватало или на практике они оказывались непригодными для эксплуатации.

Сегодняшняя промышленная ипотека изменилась. Она дает возможность предпринимателям и инвесторам пускать полученные средства на строительство недвижимости. Однако воспользоваться предложением могут только те предприятия, которые относятся к разделу «С» по ОКВЭД, то есть занимаются обрабатывающим производством. Но УК к таким компаниям не относятся, хотя строят, эксплуатируют и поддерживают инфраструктуру для производств в тех же самых особых экономических зонах. Они же строят жилые дома и производственные площадки. Вывод очевиден: нужно разработать единый классификатор экономической деятельности в стране и дать управляющим компаниям новый статус. Как вариант, можно подумать о том, чтобы предоставить им права, схожие с теми, которыми пользуются резиденты особых экономических зон. Цель — дать УК возможность получать все те же меры поддержки и преференции, что и владельцам производств. Такое решение, например, могло бы дать стимул решать и вопросы таможенного регулирования.

В новой версии федерального закона об ОЭЗ ввели понятие о совместном производстве продукции, которое оформляется договором. Это новшество позволяет нескольким юридическим лицам в кооперации производить продукцию, не уплачивая НДС и некоторые пошлины. Но управляющие компании не могут воспользоваться этой опцией. Хотя именно их работа во многом продвигает развитие сервиса и инфраструктуры в особых экономических зонах и в глобальном смысле влияет на рост всех показателей.

Возможное решение возникает само собой: управляющим компаниям требуется внимание и государственная поддержка. И несмотря на то, что профильные министерства не отрицают значимость УК для развития территорий экономического благоприятствования, в новой редакции федерального закона новых мер нет. Все это не способствует развитию территорий с преференциальными режимами. И ведь нужно предпринять не так уж много, чтобы ситуация изменилась к лучшему, а экономический рост в стране ускорился.