Брендовый бум: российские бизнесмены бросились регистрировать товарные знаки

| статьи | печать
Брендовый бум: российские бизнесмены бросились регистрировать товарные знаки

За прошедший год появилось рекордно большое число новых российских брендов, доля иностранных марок сокращается, заявил Президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства. Опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что бум регистрации товарных знаков логично вписывается в бум импортозамещения, который состоялся из-за ухода с российского рынка многих крупных международных компаний. Одновременно эта тенденция поддерживается развитием маркетплейсов.

Выступая на совещании, глава Минэкономразвития Максим Решетников доложил президенту, что российская экономика продолжает рост. По предварительной оценке Росстата, в III квартале прирост ВВП — 5,5% в годовом выражении. «В сопоставимых ценах оборот розничной торговли за этот же период вырос на 11%, поэтому это рост, основанный на нашем внутреннем спросе», — отметил министр.

По его словам, в основе восходящего тренда — потребительская активность, которая поддержана растущими объемами производства. «Наши компании накопили достаточно компетенций, чтобы заместить продукцию западных коллег и наращивать выпуск собственной продукции. И конечно, для закрепления за собой этих освободившихся ниш им необходимо создавать, выводить и защищать собственные бренды, что они и делают», — сказал М. Решетников.

На сегодняшний момент Роспатент зарегистрировал всего по стране 860 тыс. товарных знаков. Из них российским компаниям и гражданам принадлежит уже более половины — 490 тыс. Причем за последние полтора года число таких знаков, которые принадлежат российским компаниям, выросло более чем на треть.

В этом году из общего числа заявок, которые поступили в Роспатент, 85% — от компаний с российской пропиской.

Наиболее активно сейчас регистрируются торговые марки одежды и обуви, программного обеспечения, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерии и косметики, кондитерских и хлебобулочных изделий.

Для сохранения позитивной динамики правительство расширило перечень инструментов поддержки товарных знаков.

Например, появилась возможность зарегистрировать товарные знаки у физлиц. «Теперь у нас самозанятые, которые поставляют продукцию на маркетплейсы, очень активно этим пользуются», — отметил глава Минэкономразвития.

За неполные пять месяцев с начала действия закона от самозанятых поступило 5 тыс. заявок. Эксперты считают, что развитие маркетплейсов и усиление контроля товаров с их стороны здорово подстегивает регистрировать товарные знаки как физлиц, так и юрлиц.

Говоря о дальнейших задачах, которые ставят власти по развитию брендов, руководитель Минэкономразвития выделил три направления:

  • стимулировать компании использовать товарный знак как экономический актив, то есть оценивать его, вкладывать в него, защищать его. По данным налоговой службы, по итогам 2022 г. объем нематериальных активов на балансе российских компаний, а туда в том числе входят и товарные знаки, составил почти 15 трлн руб. Рост за прошлый год — 60%;

  • помогать российским региональным брендам выходить на внешние рынки;

  • выявлять и продвигать лучшие бренды.

Комментарий эксперта

Бум регистрации товарных знаков, полагаю, логично вписывается в «бум импортозамещения», который де-факто состоялся по причине ухода с российского рынка многих крупных международных компаний. Естественно, российский бизнес не мог и не хотел оставлять освободившиеся ниши пустыми, что повлекло за собой как массовое расширение текущих бизнесов, так и создание новых проектов.

Соответственно, новый проект — это зачастую и новая торговая марка, да и существующему бизнесу, перешагивая определенный порог по масштабу, вполне логично задуматься о создании или как минимум защите собственного бренда.

Одновременно эта тенденция говорит и об увеличении количества более крупных бизнесов. Как минимум потому, что регистрация товарного знака — дело не бесплатное и довольно длительное, на практике вполне способное занять больше года.

Такой временной горизонт говорит сразу и о невысокой скорости работы регистрирующих органов, и об определенной зрелости бизнесов, идущих на этот шаг — уже состоявшихся и готовых смотреть вперед как минимум на среднесрочную перспективу.

Что касается стимулирования со стороны государства «использовать бренд как экономический актив» — например, оценивать его… — то тут есть определенная палка о двух концах, поскольку оценка бренда — вещь хотя и полезная, но с точки зрения точных цифр весьма спорная, и в ряде случаев может быть использована для необоснованного завышения или искажения показателей бизнеса в финансовой отчетности.

Самым лучшим способом стимулирования, на мой взгляд, было бы ускорение (прежде всего!) и упрощение процедур регистрации товарных знаков. С точки зрения регистрации и развития товарного знака как экономического актива — на мой взгляд, это вопрос не к государству (и его стимулированию именно этого направления), а к самому бизнесу.

Просто потому, что бренд — это часть образа компании, неразрывно связанная с бизнесом в целом или его частью (например, с продуктом), следовательно решение и о необходимости бренда, и о его развитии — это прямое следствие из этапа зрелости, стратегии и тактики конкретного бизнеса. И усилия государства здесь могут играть лишь косвенную роль.

Комментарий эксперта

Рост количества заявок на регистрацию товарных знаков можно объяснить общим позитивным экономическим фоном. Именно позитивные прогнозы по росту экономики, восстановление потребительской активности, а также общая стабилизация ситуации стимулируют регистрацию новых торговых марок. Большую роль сыграло и то, что уход международных компаний усилил позиции отечественных региональных игроков и подстегнул их к выводу на рынок новых продуктов и брендов. Все это говорит о том, что российский бизнес продолжает занимать освободившиеся после ухода западных компаний ниши.

Что касается стимулирования компаний использовать товарный знак именно как экономический актив. Здесь можно предположить, что власти будут помогать бизнесу повышать общую капитализацию их товарных знаков, в том числе посредством выявления и продвижения лучших брендов.