Власти обещают разогнать интернет. Готовится к утверждению стратегия развития отрасли связи

| статьи | печать

Стратегия развития отрасли связи до 2035 г. будет утверждена в ближайшее время. Минцифры совместно с заинтересованными ведомствами подготовит план мероприятий по ее реализации и представит в правительство. По планам кабмина, к концу десятилетия домохозяйства смогут подключаться к интернету на скорости не менее 1 Гбит/с. Сейчас средняя скорость фиксированного широкополосного доступа в России составляет 78 Мбит/с. В мире страна занимает 55-е место по этому показателю.

Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию отрасли связи. На ней говорили о подготовке долгосрочного развития сектора. «Важно по всей стране обеспечить предоставление качественных и конкурентоспособных услуг связи, в том числе высокоскоростного доступа к интернету. Необходимо построить современную защищенную телекоммуникационную инфраструктуру с применением отечественных решений и предусмотреть укрепление как научного, так и кадрового потенциала», — подчеркнул глава российского правительства.

В своем выступлении он отметил, что сегодня в мире активно внедряются цифровые технологии. Люди все чаще пользуются электронными сервисами, устройствами. Набирает также популярность контент с высоким разрешением. Все это приводит к глобальному росту передачи данных. Так, за последние пять лет объем мирового трансграничного интернет-трафика показывает постоянное наращивание в среднем на треть в год. В России этот показатель за десять лет увеличился более чем в 11 раз.

«Одна из задач на перспективу — это развитие инфраструктуры, чтобы уже к концу текущего десятилетия появилась возможность подключения домохозяйств к интернету на скорости не менее 1 Гбит/c», — отметил М. Мишустин. При этом, по его словам, необходимо поддерживать и традиционные средства распространения информации — телевидение и радиовещание. Для многих они и привычны, и удобны.

Основой функционирования всей телекоммуникационной отрасли являются магистральные волоконно-оптические сети. Они используются для оказания услуг фиксированного широкополосного доступа и создания каналов в мобильном и спутниковом сегментах. Суммарная протяженность таких линий в России превышает 1 млн км.

По ним проходит в том числе трансграничный трафик. «Надо провести модернизацию действующей инфраструктуры и обеспечить строительство новой с применением отечественного оборудования. От этого во многом зависит предоставление связи нашим гражданам», — подчеркнул премьер-министр.

Еще одно значимое, по его словам, направление — преодоление цифрового неравенства. Современные технологии должны приходить даже на удаленные территории. Возможность общаться по сети, читать новости, обмениваться сведениями, пользоваться сервисами интернет-площадок сегодня является существенным элементом качества жизни людей.

По данным кабмина, за последние девять-десять лет почти в 14 тыс. населенных пунктов, где проживает от 250 до 500 человек, обеспечено оказание услуг по передаче данных. Примерно в 3 тыс., с населением от 100 до 500 граждан, — проведена мобильная связь. А всего в 17 тыс. в ближайшие шесть лет планируется установить базовые станции.

Еще один вопрос, который М. Мишустин назвал очень важным, — это развитие спутниковой связи. Она незаменима в труднодоступных районах. Ее рынок в прошлом году вырос на 5% — до 150 тыс. малых станций.

В конце октября президент поставил задачу существенно расширить для граждан, бизнеса, органов власти всех уровней доступность ключевых космических сервисов. Ведь они открывают путь для более эффективного развития территорий, нужны при запуске транспортно-логистических коридоров. Их внедрение поможет стимулированию таких перспективных индустрий, как робототехника, экономика данных и беспилотный транспорт. «И конечно, очень важно ускорить создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки и обновить существующие спутники связи и вещания на геостационарной орбите», — заключил М. Мишустин.

Ключевые показатели

В проекте стратегии развития отрасли приводятся данные о том, как развивался сектор в последние годы. За 2012—2022 гг. объем интернет-трафика в РФ вырос более чем в 11 раз — с 11,1 до 123,7 Эбайт (рост в среднем на 27% в год). По итогам 2022 г. количество абонентов фиксированного ШПД в России составило 35,7 млн (в том числе 2 млн юридических лиц). Прирост абонентской базы с 2017 г. находится на уровне 2—3% ежегодно. Число абонентов подвижной радиотелефонной связи (далее — мобильная связь) (активных SIM-карт) составило до 256 млн, проникновение сетей мобильной связи — 175% (159% в 2021 г.).

Спутниковая связь задействована в работе по устранению цифрового неравенства: к интернету с ее использованием подключено более 3 тыс. населенных пунктов, обеспечивается связью весь маршрут Северного морского пути и 400 российских морских рыболовецких судов. К началу 2023 г. общее количество подключенных устройств интернета вещей в России достигло 70,1 млн единиц (без учета носимых устройств), отраслями — лидерами по внедрению технологий интернета вещей в России являются: энергетика/ЖКХ (30%), строительство (18%), транспорт (16%).

При этом услуги цифровой связи в стране являются одними из самых дешевых в мире. Доступность услуг связи определяется в первую очередь ценовым фактором. Стоимость доступа к интернету в России в 1,5—2 раза ниже, чем в КНР и странах СНГ, и в 3—4 раза ниже цен в развитых странах.

Авторы стратегии отмечают, что низкая стоимость доступа к интернету стала одним из конкурентных преимуществ российской экономики, обеспечив аудиторию для новых цифровых сервисов (онлайн-СМИ, такси и каршеринг, доставка, маркетплейсы, социальные сети, сервисы прямого взаимодействия с пользователем — ОТТ-сервисы), оказав содействие развитию экономики в целом. Бурное развитие ИТ-сектора и модернизацию финансовой сферы (мобильный банкинг, брокерское обслуживание в смартфоне, онлайн-платежи и проч.) также невозможно представить без надежной и качественной связи.

Основные вызовы

Отдельный раздел проекта стратегии посвящен вызовам развития отрасли связи. На основе анализа текущего состояния отечественного рынка и основных мировых тенденций развития сетей связи эксперты выделили десять ключевых моментов:

1. Высокие темпы роста объемов потребления услуг связи при ограниченных инвестиционных возможностях отрасли связи для поддержания и развития адекватной инфраструктуры передачи данных.

2. Необходимость технологической модернизации сетей связи и перехода на современные технологии для удовлетворения растущего спроса.

3. Устранение низкой доступности услуг связи на удаленных и малозаселенных территориях (в том числе в Арктической зоне), вдоль объектов транспортной инфраструктуры — в условиях больших расстояний, площадей и сложных климатических условий.

4. Отсутствие межотраслевой координации развития пространственно-протяженных линейных инфраструктур и, как следствие, невозможность достижения синергетических эффектов и снижение экономической привлекательности развития инфраструктуры связи.

5. Изменение стоимости услуг связи из-за одновременного решения задач достижения технологического суверенитета и перехода на новые поколения технологий связи.

6. Необходимость в устранении и недопущении дефи­цита радиочастотного спектра в условиях неоптимального функционирования системы управления им.

7. Преодоление зависимости отечественных сетей связи от иностранного телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

8. Создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки и недопущение массового применения на территории страны неподконтрольных РФ развиваемых недружественными государствами глобальных систем связи.

9. Решение вопроса ограниченности финансовых и кад­ровых ресурсов, а также технологических компетенций, необходимых для реализации масштабных инфраструктурных и научно-исследовательских проектов импортозаме­щения.

10. Решение вопроса ограничения участия в деятельности международных организаций, ответственных за использование всех видов электросвязи и осуществляющих стандартизацию технологий.

Авторы проекта стратегии считают, что в текущих условиях, когда необходимо укрепить технологический суверенитет страны, отрасль связи должна обеспечить гарантированный спрос на отечественную высокотехнологичную продукцию, осуществить поэтапный переход на российское оборудование и программное обеспечение. При этом нужно сохранить высокий уровень качества предоставляемых услуг через поддержание конкурентной среды их развития и темпа освоения новых поколений технологий связи.

Комментарий эксперта

Сегодня уже невозможно представить себе современную жизнь людей без устойчивого доступа к интернету, различным электронным сервисам, услугам мобильной связи и прочим цифровым удобствам. В современных условиях расширение зоны покрытия фиксированной и сотовой связи является необходимым условием развития цифровой экономики в России. Поэтому построение современной и безопасной отечественной телекоммуникационной инфраструктуры, внедрение новых технологических направлений в отрасли связи, развитие ее научного и кадрового потенциала, совершенствование нормативной правовой базы для предоставления гражданам, бизнесу и государству качественных, современных и конкурентоспособных услуг связи позволит обеспечить усиление экономического роста государства, повысить уровень образования граждан, развить на­уку, медицину и технологии.

Благодаря реализации Стратегии развития отрасли связи России до 2035 г. станет возможным внедрение отечественного оборудования, используемого в мобильных технологиях связи четвертого поколения LTE (4G), с последующим завершением использования 3G. Будет разработано и введено в эксплуатацию российское телекоммуникационное оборудование стандартов 5G и 6G со всей опорной инфраструктурой.

Кроме того, стандарты связи нового поколения обеспечат повышение уровня кибербезопасности и защиты критической информационной инфраструктуры России, необходимой для управления государством и обеспечения его обороноспособности за счет создания и внедрения доверенного телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, отвечающего всем необходимым требованиям информационной безопасности.

Комментарий эксперта

В стратегии, разработанной Минцифры, отмечены важные направления государственной политики в сфере развития отрасли связи до 2035 г.

Среди этих направлений хотелось бы выделить положение о поэтапном переводе отечественной инфраструктуры связи на российские решения. Операторы связи выдвигают высокие требования к производительности, надежности, удобству использования и соответствию международным стандартам телеком-оборудования и ПО. Несмотря на существующий высокий процент зарубежного оборудования и решений, операторы связи более активно взаимодействуют с отечественными разработчиками. Это позволяет наращивать опытную базу и совершенствовать телеком-продукты. Мы начали процесс импортозамещения несколько лет назад, и сейчас в реестре отечественного ПО представлены решения Nexign, которые способны заменить аналоги от зарубежных производителей.

На данный момент в России сохраняется проблема неравномерного покрытия интернетом. В стратегии уделено внимание созданию отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки, которая позволит обеспечить широкополосный доступ к интернету в отдельных, в том числе отдаленных, регионах России. Это направление развития отрасли является важным для повышения общего уровня технологического и социального развития страны. В свою очередь, отечественные вендоры развивают и готовы предложить 5G-компоненты, которые позволят операторам подготовиться к запуску сетей нового поколения.

Среди проблем отрасли следует отметить отсутствие доступных инструментов для операторов связи для развития партнерской экосистемы. Согласно стратегии, планируется уход от реализации принципа сетевой нейтральности, что позволит операторам связи и поставщикам контента и услуг предоставлять различные end-to-end услуги и будет способствовать повышению качества связи отдельных сервисов, а также обеспечит регулирование деятельности игроков отрасли на рыночных условиях. При таком сценарии вопрос будет стоять в грамотном управлении трафиком, в том числе с помощью соответствующих ИТ-решений. Мы верим, что будущее — за взаимовыгодным сотрудничеством операторов связи с поставщиками услуг и контента, и инвестируем в развитие решений по управлению партнерами.

Комментарий эксперта

Одной из основных проблем в сфере связи является постоянное увеличение объема передаваемых данных и увеличение нагрузки на сети, что требует постоянного обновления инфраструктуры и повышения пропускной способности.

Еще одной проблемой является обеспечение безопасности передаваемой информации в условиях роста числа кибератак и угроз безопасности, требующее постоянного улучшения систем защиты и мониторинга операторов связи.

Также отмечу важность обеспечения доступа к высокоскоростному интернету в отдаленных и малонаселенных районах, что требует инвестиций в развитие сетевой инфраструктуры и технологий, а также разработки программ поддержки для малых операторов связи.

Для решения этих проблем необходимо постоянное развитие технологий и рост инвестиций в инфраструктуру. Внедрение новых технологий, таких как 5G, например, поможет увеличить пропускную способность сетей. Важно также развивать системы защиты информации и мониторинга для предотвращения кибератак и утечек данных. Помимо этого, необходимо инвестировать в развитие сетевой инфраструктуры, особенно в отдаленных районах, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету для всех граждан.

В целом стратегия развития отрасли связи должна быть направлена на поддержку операторов в условиях постоянных изменений и растущей потребности пользователей в увеличении скорости и качества услуг связи. Это и есть основные потребности сектора связи.

Также если следовать современным мировым тенденциям, то операторы на рынке будут сохранять и наращивать конкурентоспособность.

Почему именно сейчас возникла потребность в модернизировании сектора? На мой взгляд, это делается, чтобы не довести до крайности, когда сети окажутся на грани аварийного отключения. Стратегия должна предусматривать некоторые послабления, которые в будущем должны помочь операторам выжить в текущих условиях, то есть:

1) продолжать оказывать услуги высочайшего качества, не допуская деградации сервисов, которая может быть вызвана банальным износом оборудования и невозможностью купить новое. Стратегия должна предусматривать возможность все-таки покупать зарубежные компоненты от проверенных вендоров/поставщиков;

2) пытаться оставлять запас на дальнейшую модернизацию и улучшение услуг, в том числе на запуск новых.

Комментарий эксперта

После изучения значений ключевых целевых и базовых прогнозных показателей проекта Стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 г., помимо общего значительного технологического отставания российской телекоммуникационной инфраструктуры от стран-лидеров, складывается впечатление, что это не дорожная карта стратегического развития, а программа поддержки операторов связи в разрезе снижения маржинальности бизнеса. Снова, практически на шестидесяти страницах, звучат слова о нацбезопасности, достижении технологического суверенитета, комплексном экономическом эффекте и т.д., но если опережающие темпы развития даже не планируются, зачем ждать результатов, тем более к 2035 г., с учетом максимально быстрого обновления индустрии.

Понятно, что операторы связи работают в условиях достаточно жестких регуляторных требований, но меры поддержки отрасли следует разделить с действительно стратегическими вызовами. То есть более логичной выглядела бы господдержка всей экосистемы киберпространства, с отраслью связи как необходимым компонентом успешного построения глобально конкурентоспособной цифровой экономики. Если когда-то такое будет возможным.

Отдельно можно отметить задачи обеспечения широкополосным доступом в интернет отдаленных регионов посредством низкоорбитальной спутниковой группы, создания дата-центров на базе отечественных технологий и компонентной базы, внедрения сетей последующих поколений 5G/6G, проекты по обеспечению кибербезопасности, международное научно-технологическое партнерство. Наряду с этим законопроект предполагает корректировку тарифного регулирования, создание привлекательных условий для частно-государственных инвестиций, отмену сетевой нейтральности и обеспечение недискриминационного доступа операторов связи к инфраструктуре.