Каких специалистов готовить экономике

| статьи | печать
Каких специалистов готовить экономике

Расширенное заседание Президиума Госсовета президент России провел в Великом Новгороде впервые по вопросу развития в стране рынка труда. Тема актуальнейшая, и согласимся, что «мозговой штурм», за который глава государства поблагодарил участников мероприятия, удался.

Президент, как обычно, задал системное видение решения задач и по данной теме Госсовета — от демографии до учета потребностей в специалистах в рамках только формирующихся тенденций экономического развития.

Одна из ключевых задач, поставленных Владимиром Путиным, — ежегодное формирование пятилетнего прогноза потребностей в кадрах на уровне всей экономики.

«Первый такой прогноз должен быть подготовлен уже в следующем году, и именно на его основе будем теперь рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профобразованием. Такое планирование нужно начать уже с 2025/2026 учебного года», — заявил президент.

Он также подчеркнул, что по всем обозначенным на заседании направлениям необходимо действовать в тесной связке и регионам, и федеральному центру, и бизнесу.

В рамках передовой невозможно отразить все аспекты обсуждения на заседании, поэтому приходится вычленить одну тему.

Фраза «забудьте, чему вас учили» знакома многим выпускникам профессиональных, особенно высших, учебных заведений с советского времени. В ней, конечно, много преувеличения — хорошо усвоенные базовые профессиональные знания все равно необходимы. Другое дело, что проблема «заточки» молодого «специалиста» под конкретные умения на конкретном предприятии — судя по обсуждениям на Госсовете — актуальна и сегодня. Попробуем хотя бы крат­ко представить прозвучавшие предложения, как максимально сблизить профподготовку с реальными запросами бизнеса.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин, в частности, указал на максимальную важность тесной связки школы, колледжа, университета и предприятия.

«Понятно, что готовить специалистов, которые затем не могут найти работу, тратить на это бюджетные деньги сегодня неприемлемо ни в коем случае», — сказал он.

Обобщенную ясность с кадровыми запросами со стороны экономики внес министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков: «В перспективе до 2030 г. спрос на рабочую силу будет расти, кадровая потребность экономики составит 73,6 млн человек.

Наибольшая потребность будет в следующих отраслях: обрабатывающее производство — плюс почти 800 тыс. рабочих мест, транспортировка и хранение — +400 тыс., здравоохранение и социальные услуги — еще 285 тыс., научная и исследовательская деятельность, а также IT дадут еще более 430 тыс. рабочих мест».

Причем, по словам министра, часть решений по этим направлениям уже принята. Например, стартовала программа «Профессионалитет» — практико-ориентированное образование, которое готовит востребованных специалистов. Полностью была переформатирована и программа переобучения взрослых в рамках национального проекта «Демография». Достигнуты высокие результаты занятости — по итогам обучения 86% трудоустраиваются.

С 2021 г. реализуется программа содействия молодежной занятости, что уже способствовало снижению молодежной безработицы почти в полтора раза. Но указал глава Минтруда и на ряд системных решений, которые предложил принять.

В частности, министерство предлагает детализировать квоту приема на целевое обучение по программам высшего образования и закрепить 90% квоты под потребности конкретных предприятий.

Кроме того, Минтруд предлагает пересмотреть подход к формированию профессиональных стандартов, обеспечив их двухкомпонентность. Базовая часть будет определять основные компетенции, типичные в целом для профессии. Вторая, вариативная, — учитывать специализацию и отраслевые особенности, инструменты и используемые в работе технологии на основе анализа запросов работодателей.

Еще один важный аспект сближения образования и экономики — производственная практика.

«Сервис „Стажировки и практики“ на портале „Работа России“ прошел апробацию, и с 1 сентября первые учебные заведения уже работают с общероссийской базой практик, — сообщил А. Котяков. — <...>С 1 января 2025 г. предлагаем сделать оформление практики через портал „Работа России“ обязательным для образовательных организаций».

В свою очередь, министр просвещения РФ Сергей Кравцов проинформировал, что серьезно изменены подходы к подготовке студентов среднего профессионального образования.

В частности, при проведении государственной итоговой аттестации введен демонстрационный экзамен, когда студенты выполняют не только теоретические, но и практические задания на том оборудовании, которое у них будет на рабочих местах. Оценивают результаты независимые эксперты, будущие работодатели.

Вместе с тем С. Кравцов посетовал, что пока внедрение таких — право и полномочия колледжей.

«Считаем важным закрепить проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена законодательно, наделив регионы полномочиями его проведения по единым правилам, установленным на федеральном уровне, а также признать данный экзамен в системе независимой оценки квалификации», — предложил министр.

А губернатор Севастополя Михаил Развожаев считает важным рассмотреть возрождение учебно-производственных комплексов, когда в 10—11-х классах можно получить профессию.

Также он озвучил коллективное предложение предусмотреть возможность совмещения студентами вузов — начиная с третьего курса — обучение с реальной производственной деятельностью.

«Не как сейчас — чтобы пойти на работу с третьего курса, надо перейти на заочную форму обучения, — а оставаясь на очной форме обучения», — пояснил губернатор.

Увы, но остается только дать слово представителю работодателей.

Президент РСПП Александр Шохин считает очень важным сейчас расширить участие работодателей в образовательном процессе.

«Здесь классический пример, безусловно, проект „Профессионалитет“, так же как и проект „Передовые инженерные школы“, и речь идет о том, чтобы максимально расширить форматы практико-ориентированного проектного обучения сетевых образовательных программ, дуального обучения», — сказал он.

Глава РСПП поддержал С. Кравцова в том, что применительно к среднему профессиональному образованию нужно узаконить демонстрационный экзамен и сделать его частью независимой оценки квалификации, совмещенной с государственной итоговой аттестацией.

«Но в равной степени эти механизмы соединения государственной итоговой и даже промежуточной аттестации с независимой оценкой могут быть применены к университетам», — считает А. Шохин.

Он привел примеры, когда крупные компании участвуют в образовательных проектах на миллиарды рублей, и также он считает, что даже символическое стимулирование через налоговые льготы повышало бы привлекательность для многих остальных компаний, и средних в том числе, инвестиционной деятельности, связанной с развитием образования.