Кадровый дефицит подталкивает компании развивать программы благополучия

| статьи | печать

Сегодня дефицит квалифицированных кадров присутствует практически во всех отраслях экономики. Резервы на рынке труда отсутствуют, конкуренция среди работодателей усиливается. Чтобы кадровые проблемы не усугублялись, компании принимают меры по удержанию ценных сотрудников. Одно из направлений работы — развитие well-being программ. Корпоративные мероприятия, направленные на то, чтобы улучшить жизнь персонала, помогают не только удерживать кадры, но и дополнительно вовлекать их в рабочий процесс.

Исследование «Тренды корпоративных программ благополучия сотрудников в российских компаниях 2023», проведенное Ассоциацией менеджеров, показало, что более чем у половины опрошенных компаний внедрены well-being программы для персонала.

Тренды с фокусом на ментальном здоровье

Часто такие программы в компаниях, где они внедрены, являются комплексными и включают в себя сразу несколько направлений, основные из которых — забота о физическом благополучии, создание комфортной рабочей среды, помощь в профессиональной реализации. Однако после пандемии треть опрошенных компаний сделали фокус программ еще и на заботе о ментальном здоровье персонала.

Среди мер поддержки физического здоровья сотрудников лидирует ДМС — договор на ДМС есть у 96% опрошенных компаний из числа тех, кто развивает данное направление. Вторая по популярности — корпоративная спортивная программа. Она внедрена у 76% компаний. Замыкают топ-3 мер по поддержанию физического здоровья коллектива корпоративные тренинги и консультации врачей.

Среди мер создания комфортной рабочей среды в топе — обустройство места для принятия пищи и качественное техническое оснащение. Об этом позаботились 96% ответивших компаний. А 82% работодателей поддерживают комфортную температуру на рабочих местах. Реже встречаются такие бонусы, как оплаченная парковка и зоны для отдыха — в 41 и 36% случаев соответственно.

В тех компаниях, где уделяют внимание профессиональному росту персонала, на первое место ставят тренинги, затем составление индивидуального плана профессионального развития и оплачиваемые образовательные курсы, а в 14% компаний — оплачивать высшее образование.

Еще одно направление — программы финансовой стабильности. Чаще всего они включают в себя семинары по финансовой грамотности; есть у 72% компаний, а у 61% имеются общие премиальные программы и у 39% — персональные бонусные планы.

Компании, выбирающие такое направление well-being программ, как вовлечение в социальные проекты, в 77% случаев реализуют волонтерские программы и в 68% проводят благотворительные акции.

Те компании, которые делают акцент на ментальном здоровье своих сотрудников, в 80% случаев оплачивают услуги психолога, в 35% — обустраивают место отдыха в офисе. В качестве альтернативных мер участники опроса указали арт-терапию, предоставление отгулов, оплату онлайн-сервисов для работы с психологом, а также регулярные вебинары с экспертами по поддержанию ментального здоровья.

Что касается бюджетов, то за последние три года только 16% компаний сократили затраты на программы благополучия. При этом увеличили бюджет более чем в трети опрошенных компаний.

Практика: огромные бюджеты не обязательны

Программы благополучия сотрудников в российских компаниях стали темой заседания Комитета по человеческим ресурсам Ассоциации менеджеров. Участники встречи говорили о том, какие инструменты повышения благополучия работников компании используют на практике и какие они приносят результаты.

По словам модератора заседания Дарьи Крячковой, сопредседателя комитета, вице-президента по кадровой политике компании «Норникель», программы заботы о работниках связаны с уменьшением случаев профессионального выгорания, меньшей текучкой кадров, экономией средств компании. «Сотрудникам важно быть причастными к чему-то высокому, иметь ощущение движения и прогресса, чувствовать вовлеченность в жизнь компании, понимать смысл и ценность своей работы», — отметила эксперт.

Антон Кушнер, генеральный директор платформы корпоративного благополучия «Понимаю», отметил, что современные тренды меняются, а спрос на внедрение well-being программ растет. Он видит прямую связь между уровнем вовлеченности и эффективностью бизнеса. «Также важно понимать, что well-being нужен не только руководителям, но и рядовым, и младшим сотрудникам, которым порой приходится труднее», — добавил А. Кушнер.

Виктория, директор по организационному развитию «Росэлторг», призвала не игнорировать тот факт, что всех мотивируют разные вещи — кого-то деньги, кого-то проекты, кого-то коллектив и эмоциональная атмосфера. Она уверена, что благополучием можно заниматься и с ограниченными бюджетами, если системно анализировать обратную связь от персонала и ориентироваться на нее.

По ее мнению, в идеале в компании должно быть так, чтобы человек даже спустя пять лет работы мог обратиться за помощью не только к руководителю, но и к HR. «Надо использовать правильно имеющиеся ресурсы. Важно находить ключевых людей и через них транслировать основные ценности и нивелировать боли», — заметила В. Яшина.

Марина Лобынцева, административный директор hh.ru и директор по развитию проектов КСО, считает особенно важным слышать своих коллег: «Важно обеспечивать комплексный подход в развитии проектов, только он позволяет достичь наилучших результатов».

Валентина Ватрак, директор по организационному развитию и управлению персоналом компании «Спортмастер», привела такие цифры: 63% сотрудников считают программы благополучия важной составляющей в своей работе после 2020 г. В «Спортмастере» решили сконцентрироваться на программах благополучия по четырем направлениям — ментальному, физическому, социальному и профессиональному. «Мы видим, что программы благополучия влияют на бизнес. И следим за тем, насколько популярны наши программы. Так, например, 25% нашего персонала участвуют в утренней разминке от директора магазина, 12% — в годовой программе челленджей, 8% — в онлайн-тренировках», — отметила В. Ватрак.

Ирина Ронжина, руководитель службы персонала розницы «ВкусВилл», отметила, что сейчас важной задачей в компании стало удержание персонала, а одна из частых причин увольнения в рознице — это состояние здоровья. «С целью позаботиться о своих сотрудниках во „ВкусВилл“ решили ввести софинансирование заботы о здоровье. Проект называется „Здоровый сотрудник“, по условиям программы мы компенсируем 50% затрат на заботу о здоровье, но не более определенной суммы», — рассказала И. Ронжина. Сотрудник может сдать анализы, сходить в платную поликлинику, оформить полис ДМС, абонемент в фитнес или купить лекарства по назначению врача.

Результаты: эффективность бизнеса повышается

Интересные кейсы по работе компаний с кадрами были представлены и на ПМЭФ. Так, Сергей Иванов, исполнительный директор ГК «Эфко», рассказал, что уже несколько лет компания экспериментирует с рекрутингом и делает акцент на социальных лифтах. В организации есть множество программ для молодых специалистов, благодаря которым каждый сотрудник может стать акционером. Также ГК «Эфко» обучает менеджеров высшего звена, чтобы руководители разбирались не только в своей специализации, но и во всех науках о человеке.

По словам генерального директора группы «Самолет» Антона Елистратова, его команда сделала акцент на четырех основных вещах: поставила на пост руководителя HR-отдела коллегу из цифровой трансформации; максимально оцифровала компанию; стала более гибкой и создала максимально комфортную психологическую обстановку для сотрудников (консультации психолога, массаж и четырехдневная рабочая неделя); добавила больше смыслов в суть работы, подчеркнув, что это не только про деньги.

Юлия Гадлиба, генеральный директор группы «Ренессанс Страхование», отметила, что ее компания стала больше инвестировать в состояние сотрудников и работать над тем, чтобы люди чувствовали себя в безопасности на рабочем месте. Встречи с экспертами, психологами, измерения настроений в команде и прозрачная коммуникация с руководством дают сотрудникам понимание ситуации и чувство стабильности. Сегодня в компании тестируют платформу, на которой сотрудники смогут работать со своим состоянием в игровой форме и симулировать сессии общения с психологом.

В «Сбере» создали цифровую HR-платформу, чтобы можно было видеть группы людей, которые нуждаются в поддержке, — об этом рассказал научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов. Он добавил, что только 20% людей обращаются к психологу, когда им нужна помощь. Сотрудников HR-отделов также учат лучше понимать, что происходит с сотрудниками, и оказывать психологическую поддержку.

Валерия Плотникова, управляющий партнер Strategy Partners, отметила, что почти в 90% случаев наблюдается позитивная корреляция между действиями руководителей в вопросах улучшения благополучия сотрудников и усилением вовлеченности в рабочий процесс и достижением результатов. Опыт последних двух лет показал, что программы заботы о физическом и ментальном здоровье, прозрачный карьерный рост, финансовое благополучие и здоровая рабочая среда помогают предотвратить стресс на рабочем месте, улучшают качество жизни сотрудников и повышают операционные результаты бизнеса.

То, что программы по повышению благополучия персонала позитивно отражаются на работе предприятий, подтверждает и исследование Ассоциации менеджеров. 84% респондентов ответили, что well-being программы имеют позитивный эффект на бизнес.

Востребованы такие мероприятия и среди работников. На вопрос «Хотели бы вы иметь в своей компании программу благополучия?» 99% сотрудников предприятий, где программы благополучия отсутствуют, ответили, что хотели бы, чтобы они были. Топ-3 самых желаемых у персонала направлений для таких программ: профессиональная реализация, финансовая стабильность и комфортная рабочая среда.

 



К сведению

Дефицит на рынке труда нарастает

Более половины работодателей (65%) отметили, что в II квартале 2023 г. вакансии стали закрываться дольше, следует из исследования сервиса «Работа.ру». 44% представителей бизнеса сохранили или даже расширили штат сотрудников. 33% респондентов повысили зарплаты сотрудникам. Каждая третья компания (30%) открыла новые направления деятельности. Только 4% работодателей отметили улучшение скорости закрытия вакансий.

11% респондентов начали более активно применять гибридный формат занятости, а у 4% организаций большинство сотрудников полностью перешли на удаленку. По 2% респондентов сократили направления бизнеса и отказались от удаленки.

77% респондентов ожидают, что в следующем квартале останется дефицит рабочих специальностей. Примерно столько же опрошенных (74%) полагают, что кандидатов будет сложнее искать. 39% рекрутеров считают, что в III квартале 2023 г. вырастет интерес к молодым соискателям, а 35% думают, что в будущем квартале вырастет интерес к соискателям старшей возрастной группы.

По словам Елены Артемьевой, директора по аналитике и Data Science «Работа.ру», активность работодателей в II квартале выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: количество опубликованных вакансий в среднем увеличилось на 18,6%. Рынок труда по-прежнему остается соискательским. Небольшое количество кандидатов и их низкая активность приводят к дефициту кадров.

Особенно остро нехватка персонала ощущается в сфере промышленности и агропрома, коэффициент напряженности (отношение количества резюме к вакансии) равен 2,3—2,4. При этом доля вакансий в этой отрасли составляет 16% от общего числа предложений о работе. Больше вакансий размещено только в сфере торговли (23%).

На фоне дефицита кадров, с одной стороны, компании сталкиваются с необходимостью инвестировать в наем, с другой стороны, наблюдается тенденция оптимизации этого процесса. Все больше компаний уделяют внимание удержанию кадров, создавая более комфортные условия для текущих сотрудников.

Так, например, в 1-м полугодии зарплатное предложение выросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В текущих условиях корпоративная культура и бренд работодателя становятся стратегическим инструментом привлечения и удержания персонала, а желание не просто ходить на работу, но и получать от нее удовольствие, работая в атмосфере, которая тебе приятна, в компании, чьи ценности тебе близки, — все более важный критерий выбора места работы и для соискателей», — заключила Е. Артемьева.