Погашение кредиторской задолженности собственными векселями

| статьи | печать

В споре, рассмотренном в постановлении АС Поволжского округа от 02.06.2023 № Ф06-2955/2023 по делу № А55-16915/2022, суды пришли к выводу, что передача кредитору собственных простых векселей не свидетельствует о погашении кредиторской задолженности перед ним.

Суть дела

По итогам камеральной проверки декларации по налогу на прибыль компании были доначислены налог, пени и штраф. Основанием послужило невключение в состав внереализационных доходов суммы кредиторской задолженности перед ликвидированной организацией, оплаченной собственными долговыми расписками.

Компания с решением налоговиков не согласилась. Она указала, что обязательство компании перед ликвидированным кредитором прекратилось с даты выдачи векселей в погашение соответствующей кредиторской задолженности и возникло новое обязательство компании по вексельному займу. Ликвидация первого векселедержателя не означает того, что спорный вексель никогда не будет предъявлен к погашению, так как ликвидированная организация, до прекращения своей деятельности, могла передать его другому лицу. Учитывая, что срок погашения векселей на момент прекращения деятельности кредитора не истек, обязательства по векселям у компании на момент проверки не прекратились. В результате этого спорная задолженность не может рассматриваться как невозможная к взысканию по причине ликвидации первого векселедержателя и, следовательно, не подлежит списанию и включению в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль.

Не найдя поддержки в вышестоящем налоговом органе, компания обратилась в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что в спорных простых векселях отсутствуют обязательные реквизиты: адрес платежа, по которому новый владелец векселя (посредством индоссамента) сможет получить оплату, дата составления простых векселей, что свидетельствует о несоблюдении обязательных требований к простому векселю.

Согласно копии приказа, простой вексель был оформлен и выдан 19 сентября 2019 г. в целях отсрочки платежа в условиях пандемии коронавируса и временной недостаточности собственных оборотных средств. Однако коронавирусная инфекция была внесена Минздравом России в перечень опасных заболеваний лишь 2 февраля 2020 г. Это свидетельствует о том, что приказ был сформирован значительно позже указанной в нем даты и является фиктивным.

Суды отклонили довод компании о том, что кредитор до момента своей ликвидации мог передать простые векселя по индоссаменту любому другому лицу. Они указали, что довод компании носит предположительный характер. Инспекцией на основании анализа сведений налоговой декларации по налогу на прибыль, представленной кредитором до его ликвидации в налоговый орган, было установлено, что операции по реализации (погашению) ценных бумаг в Листе 05 отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии факта дальнейшей реализации (передачи) простых векселей. Данный факт также не установлен по результатам анализа расчетных счетов и ответов контрагентов.

В результате суды пришли к выводу, что два простых векселя, выпущенные компанией, не являются ценными бумагами и не имеют силы вексельных обязательств, а следовательно, не могут быть приняты в качестве оплаты кредиторской задолженности. Они являются письменным подтверждением компании о существующей неоплаченной задолженности перед контрагентом. И данная кредиторская задолженность подлежит включению в состав внереализационных доходов в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора.